Добрый день, уважаемые коллеги!
Лучше оправдать десять виновных, чем посадить одного невиновного. Да, бизнесмены – не ангелы. Да, они довольно часто используют, в силу безграмотности помощников, кривые методы снижения НДС. Да, хотелось бы чтобы контрагенты не боялись налоговиков и умели защищать друг друга, НО:
- Именно налоговики проповедуют негласный принцип «виноват по определению». Именно налоговики, перегибая палку, часто разоряют бизнес. У меня есть масса примеров, когда бизнесмены отстаивали свою правоту в высоких судах, но к этому моменту бизнес был разорен.
- Не бизнесмены создают правила, по которым сами вынуждены играть. Государство создает эти правила. И прежде чем использовать принцип «накажем любой ценой», было бы здорово, если бы появились правила по которым работать легально было бы экономически выгодно.
Моя сотрудница написала Наталья Нагорнова написала статью «Главное – участие, а не победа (результат)». В этой статье, по моему мнению, был «схематоз», и всем бизнесменам давно пора понять: «времена простых решений, времена «волшебных таблеток» прошли.
Любая оптимизация любого налога, а особенно НДС, – это сложный процесс, имеющий много ответвлений и вариантов. «Плачу обнальщикам, которые работают под крышей… 20%, и сплю спокойно», – слова бизнесмена, сказанные мне пять дней назад. И это прямой путь к будущему разорению.
Дальше каждый делает свой выбор сам.
Вопли «как тогда мне выжить», налоговиков не интересуют. Остается одно: учиться выживать в новых условиях быстро меняющегося и непредсказуемого мира. Об этом на ближайшем семинаре 1-2 августа. А пока настоятельно рекомендую прочитать статью Натальи.
Споры с налоговой службой схожи с футболом. И всем известный спортивный слоган (или оправдание за проигрыш) работает и в матче с инспекцией. Даже суды говорят, что результат не важен для победы налогоплательщика. Главное – это участие… участие контрагента. Именно от мастерства этого игрока зависит исход игры. Сейчас объясню, как это работает.
Возьмем, к примеру, Постановление АС Западно-Сибирского округа от 22.06.2018 года по делу №А27-17235/2017.
Как обычно, сотрудников фискальной службы привлек НДС. Да, работы выполнены, но с чьей помощью? Кто реальный исполнитель?
Да, есть договор на оказание услуг с дополнительными соглашениями, счета-фактуры, договоры аренды оборудования, акты выполненных работ. Все бы ничего… Но только подписи корявые. А значит, и в результат, и в участие контрагента верится с трудом…
Вот и все доказательства налогоплательщика…
Хотя… Вроде бы, и учредитель, и директор контрагента, что-то лепетали про «реальность, но всего не упомнишь». Нет подробностей и внятных реплик, а значит, участие с результатом под вопросом.
Инспекцию не проведешь, тем более такого сообразительного соперника, как в этом деле.
Во-первых, как контрагент, который торгует оптом, может заниматься сортировкой угля? Только чисто теоретически, и то с бооольшой натяжкой и не в нашем случае. Ведь спецоборудования и квалифицированных кадров нет. В наличии только минимальная налоговая отчетность и весьма забавный расчетный счет: оказывается контрагент – «технический посредник» между реальным исполнителем услуг и цепочкой «серых» фирм.
Инспекция вычислила, куда «приплыли» деньги от выполнения спорных работ. Да-да-да, обратно в руки заказчика. В слегка измененной форме: в виде автомобиля для брата директора налогоплательщика. Мощный удар в ворота компании!
Во-вторых, само собой разумеется: непроявление должной осмотрительности.
В-третьих, сотрудники налоговой допросили реального участника отношений – исполнителя спорных работ. Он рассказал, как было дело. Но инспекторы не поверили словам. А вдруг и здесь подвох? Посмотрели, а есть ли ресурсы и средства у подходящего кандидата? Действительно, имеется необходимое оборудование и персонал. И, конечно же, документы: первичка и копии заявок на выдачу пропусков подтвердили отношения.
И самое главное, проверяющие додумались до истинной деловой цели: реальный исполнитель на упрощенке, а НДС, ой, как нужен…
В итоге, суды трех инстанций указали на взаимосвязь результата и участия: «реальность хозяйственных операций с контрагентами не может быть подтверждена только наличием результата оказанных услуг, принятием его на учет и наличием счета-фактуры, поскольку в подтверждение обоснованности заявленных вычетов по НДС налогоплательщиком должны быть представлены документы, отвечающие критериям статей 169, 171 НК РФ и подтверждающие наличие реальных операций по оказанию услуг (выполнению работ) конкретным, а не «абстрактным» контрагентом».
Результат и участие – две дополняющих друг друга штуки. Если нет одного, то второе становится бесполезным. Это как замок без ключа… Шансы попасться на грубой подделке контрагента, который с горем пополам подходит к заветному замочку, весьма велики… Инспекторы знают способы, как отличить отмычку от «родного» ключика.
А пока болеем за наших и учимся снижать налоги законными путями с настоящими золотыми ключиками.
Подписывайтесь на «Блог о налогах Турова Владимира»
Читайте нашу страницу в Facebook