Один из самых волнующих и забавных вопросов, которые мне задают о моей работе: "Есть ли разница между аукционом в реальной жизни и аукционом в кино?". Неудивительно, ведь многие получают представление об этой форме продажи именно через кинематограф.
Примечательно еще и то, что отвечать на этот вопрос я пытался еще в бытность студентом третьего курса, когда начал свои первые скромные шаги на поприще отечественной торговли антикварной книгой. Помню, что в своей курсовой сравнивал "суровую реальность" со сценами из "Мышиной охоты" (1997) и "12 стульев" (любого из двух). Расскажу вам про реальность и ее отличие от кино прямо тут!
На самом деле все довольно просто, но я должен сразу оговориться. Я буду рассказывать, основываясь исключительно на своем опыте работы на аукционах, занимающихся книгами и иной печатной продукцией. Я не присутствовал на торгах, где продавалась бы старинная мебель, автомобили или произведения изобразительного искусства высшего порядка. Я практически никак не осведомлен о положении дел в этих сегментах рынка.
1. Ассортимент.
В кино аукцион - это небольшая коллекция (умершего богача, разоренного дворца или имущество, продаваемое за долги). Обычно в кадре мы видим всего несколько лотов, потому что больше и незачем, но можно предположить, что вряд ли это больше ста лотов. В кино за вещи всегда активно торгуются, а это занимает время. Кроме того, аукцион в кино должен производить впечатление, поэтому там обязательно представлены "невероятные сокровища" по ошеломительным ценам.
В реальности, по крайней мере книжного мира, аукцион - это конвейер, нормальный бизнес, поставленный на поток, где есть доходы, расходы, план по продажам и прогноз по прибыли. Работают там такие же люди пять дней в неделю с выходными и отпусками. Как правило, сотрудники с высшим историческим или искусствоведческим образованием. Аукционы проводятся регулярно (где-то раз в квартал, где-то раз в месяц, а где-то и чаще). Один аукцион содержит в себе "коллекцию" в 450-500 лотов и проходит примерно за 2-3 часа. Среди этих условных пятисот лотов могут встречаться как вещи с ценой в несколько миллионов рублей, так и вещи не дороже 3-5 тысяч.
2. Публика.
В кино на аукцион приезжает высший свет - джентльмены в смокингах, дамы в вечерних платьях. Всегда торги сопровождает фуршет с дорогим вином и канапэшками.
В реальности все гораздо прозаичнее. Богачи никогда не будут приезжать на торги лично, на дворе 21 век, да и дел у них по горло. Их интересы представляют дилеры, ставки принимаются заочно, по телефону и через интернет онлайн. Известные личности, занимающиеся коллекционированием, просто не хотят светить лицом. В зале сидит 10-25 человек в обычной повседневной одежде (даже сотрудники, сидящие на телефонных линиях). Фуршет остается на откуп организаторам. Например, "Литфонд", открывшийся осенью 2015 года, в течение первого года работы на это не скупился. Они устраивали торги в отелях, арендуя зал и обслуживание. Сейчас это поутихло. "Дом антикварной книги в Никитском" устраивает простенький фуршет с соком, водой, вином, сладостями, сыром, бутербродами и чипсами(!). Некоторые аукционные дома вообще обходятся без этого.
Не могу также не сказать о еще одной детали, затронутой в кино. В знаменитых и всенародно любимых "12 стульях" Ильфа и Петрова, и, как следствие, в обоих экранизациях есть сцена участия Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова в аукционе, где они рассчитывали приобрести вожделенные стулья. В процессе торгов, как только лот был выигран Бендером, к героям сразу подошла сотрудница аукциона с просьбой оплатить покупку. Как мы все хорошо помним, из-за Ипполита Матвеевича, не устоявшего перед соблазном потакать своим сиюминутным желаниям, единственный законный способ добраться до стульев был для партнеров по авантюре закрыт. Более того, их с позором выгнали из зала.
Разумеется, представить что-то подобное сейчас вообще невозможно. Рынок закрыт и узко ориентирован на клиента. Правила аукционных домов устанавливают временной промежуток для выкупа лотов в среднем на уровне месяца, и уж тем более не требуют от участников торгов сразу бежать в бухгалтерию с чемоданами денег. Мало того, что в 21 веке львиная доля платежей проходить банковскими переводами или хотя бы оплачивается по карте, так ведь и самим сотрудникам аукционных домов необходима куча времени, чтобы все подготовить: обработать протокол аукциона, перепроверить по стенограмме, записанной на диктофон (страховка на случай банальных ошибок в номере участника или сумме продажи), собрать покупки под каждого из участников, чтобы покупатель мог просто смело пройти для оплаты в кассу и забрать пакеты со своими вещами.