Найти в Дзене
Время футбола

Геркус о времени проведенном в "Зените"

Илья Геркус - российский спортивный менеджер и предприниматель, президент ФК "Локомотив". Приводим выдержки из интервью Евроспорту про время в "Зените"

– В «Зените» вы сменили несколько должностей. За что отвечали?

– Сначала за экономику и финансы. Следил, чтобы на все хватало денег. Решал налоговые и банковские вопросы. Думал, что выгоднее – например, купить машину в штат или арендовать. Потом сфера деятельности расширилась – занимался стратегией и целеполаганием.

– Участвовали в защите бюджета?

– Конечно.

– Как все происходило?

– Собирался совет директоров, ему представляли цифры: столько-то зарабатываем сами, столько-то нужно потратить на такие-то вещи, значит нужна вот такая сумма.

– Могли назвать любую?

– Нет, вы что. Существовал потолок. Увеличивали бюджет максимум на 10%. Бывало, что и снижались. В те же моменты кризисов экономики.

– Ольга Смородская сказала, что в вашей жизни нет ни одного успешного проекта. Три главных достижения Ильи Геркуса в «Зените»?

– Недавно Александр Валерьевич Дюков отметил, что у клуба хорошее маркетинговое и коммерческое направление. Я приложил к этому руку. На 50% моими усилиями сделали огромный и прекрасный магазин на Невском. Тогда это выглядело прорывом. С коммерческим директором Дмитрием Манкиным подготовили шикарный контракт с техническим спонсором Nike. По нему «Зенит» получает прилично даже по меркам Европы.

– Больше 10 миллионов евро в год?

– Меньше. Но больше, чем в сумме два российских клуба – «Спартак» и ЦСКА.

– Знаменитые зенитовские соцопросы – ваша инициатива?

– До какой-то степени. Только не опросы, а опрос – был один. Большой. Когда писали стратегию, заказали его у Nielsen. Столько лет прошло, а он продолжает будоражить умы. Хотя не доверять нет смысла. Nielsen – ведущее социологическое агентство. Номер один в мире, с идеальной репутацией.

– Многих напрягла странная цифра – 12,7 миллиона человек болеет за «Зенит».

– Тут слово болеет не совсем верно. Правильные слова – «Зенит» и 12,7 миллиона. Но это не значит, что они смотрят каждый матч, обвязанные шарфом. Это просто те люди, которые из списка клубов в анкете выбрали команду из Петербурга как top of mind. Сказали: «Мы за этих». Не потому что фанаты, а лишь слышали название и считают его лучше остальных.

Это симпатизанты. В момент опроса их у «Зенита» оказалось больше, чем у других. Но думаю, что весной этого года количество подобных людей у «Спартака» было выше.

– Эти 12 миллионов могут что-то принести клубу?

Чтобы это выяснить, мы заказали у Nielsen исследование не по одному вопросу, а по множеству. Пытались найти то ядро болельщиков, которое имеет практическое применение. Спрашивали, что они сделали бы для клуба. Могут ли что-то купить.

– Сколько ответило положительно?

– Сотни тысяч. Они готовы к активному потреблению.

– Получается, болельщиков «Зенита» меньше миллиона?

– Нет, меньше миллиона потребителей. Болельщиков больше. Но цифра зависит от того, что вкладывать в понятие боления. Для кого-то оно в том, чтобы узнать результаты из таблицы в газетке два раза в год: «Ну ничего, мы там нормально, четвертые. Это же хорошо». Следующий шаг – человек в курсе результатов каждого матча. Еще выше – видит по ТВ четыре игры за сезон. Потом каждую игру. Продвинутая степень вовлеченности – поход на матч. Если купил атрибутику, прямо молодец. Подписан на соцсети и зарегистрирован у нас в системе – вообще космос.

– Какая польза от людей, которые вспоминают о клубе пару раз в год?

– Они – едва теплая аудитория. При правильной работе часть из нее перетечет в следующую категорию. Часть из этой части еще дальше. И так до конца, пока в момент триумфа кто-то не купит шарф и не скажет: «Мы всегда за них».

Напомним, что при Геркусе "Локомотив" в прошлом сезоне стал чемпионом России.