О том, что беда неминуемо настигнет корабль, если на его борту оказалась женщина, знают все. Эта примета, как и большинство других, мистифицирована за долгое время плаваний по морям-океанам. Но если смотреть вглубь, то для всех суеверий, примет и ритуалов можно найти рациональное объяснение.
Итак, почему же женщина на корабле всегда к беде? Все очень просто: на заре мореплавания корабли не были оборудованы удобными каютами, гальюнами и душевыми кабинами. Условия на средневековых кораблях были самые суровые. А теперь представьте: была ли женщина подготовлена к этому? Конечно же, нет. К тому же в дальнем плавании женщина – яблоко раздора среди моряков, это могло вылиться в драку и смертоубийство. Поэтому мужчины стойко уходили в плавание, а женщины махали им платочками с причала и ждали их.
Не только женщин не любили на борту судна, но и…бананы. Моряки до сих пор считают, что бананы на борту предрекают неудачный улов. Мистика да и только! Однако и эту примету можно объяснить. Из собственного опыта многие знают, что даже зеленые бананы дозревают очень быстро. Что еще важнее, они ускоряют созревание фруктов и овощей, которые лежат по соседству с ними. А где быстрое созревание, там и быстрая порча. Чтобы предотвратить это, моряки старались как можно быстрее доставить бананы в конечную точку плавания. По этой причине капитан гнал судно, не делая остановок даже для того, чтобы выловить из моря рыбу для пропитания своей команды.
А вот котам и кошкам на борту судна всегда рады. Считалось, что если на борту есть мурлыка, то судно в целости и сохранности прибудет в точку назначения. Объясняется такая примета тем, что кот уничтожал крыс и мышей, пребывание которых на судне крайне нежелательно. Во-первых, грызуны портят запасы пищи и груз. Во-вторых,они могут погрызть и привести в негодность такелаж, снасти и даже сам корпус судна. В-третьих, крысы всегда были переносчиками чумы. Но там, где пахнет кошкой, грызунам не место. Современные яхты и круизные лайнеры уже давно делают из специального металла, а меры дератизации предотвращают появление грызунов в трюме судна. Но и по сию пору кошки считаются талисманами и лучшими друзьями моряков.
Отдельно стоит сказать про моряцкие татуировки. Одни должны были оберегать от утопления, другие – от акул, третьи – призывать удачу и благополучное завершение плавания. Об этом можно прочитать в другой нашей статье.
Множество морских примет и суеверий завязаны на религиозной основе. Так, например, на борту судна не место цветам и служителям церкви, поскольку это – непременный атрибут похорон. Все цветы, приносимые во время отплытия, тут же выбрасывались в воду. Туда же отправлялись священнослужители, которым все же удалось пробраться на борт.
Согласно поверью, души умерших во время плавания моряков сопровождают чайки, альбатросы или воробьи. Считалось плохой примет убить кого-то из этих птиц – душа умершего будет мстить за то, что она прикована к бренной земле, насылая на своих обидчиков проклятия и несчастья. По этой же причине строго запрещено было убивать дельфинов, так как они считались проводниками между надводным и подводным миром, оберегая и направляя души утопших.
Еще одно правило гласит: не переименовывай судно, иначе быть беде. Поверье это связано с богом морей Посейдоном и его Книгой Глубин. В эту книгу он вносит названия всех судов, впервые спущенных на воду. К таким кораблям и лодкам бог морей благосклонен, без особой надобности не насылает бурь и штормов, если только экипаж не совершил проступок. Переименовав судно, хозяин мог навлечь на себя гнев Посейдона, что грозило гибелью как самого корабля, так и его капитана.
С богами морей также связан запрет на свист на борту корабля. По легенде за хорошую погоду на море отвечает сын Посейдона – он высвистывает ее на морских ракушках. Неправильный свист может вызвать сильный ветер, бурю и шторм. Именно поэтому свистеть разрешалось только капитану и боцману, да и то только один мотив, который призывал попутный ветер.
Множество суеверий и примет связано с погодными условиями. Это сейчас, в век технологий, интернета и метеорологических служб погоду можно узнать на несколько дней вперед, а крупные бури и шторма прогнозируют за неделю. В средние века моряки ориентировались только на то, что смогли заметить, с чем смогли установить связь. Так, например, красное неба с вечера предвещало хорошую погоду назавтра – чистый воздух с низкой влажностью вместе с лучами заходящего солнца окрашивали небо в красноватый цвет. А вот утром это грозило возможным штормом.
Кольцо вокруг луны всегда предвещало дождь. Это сейчас мы знаем, что повышенная влажность в верхних слоях атмосферы преломляет свет луны и возникает эффект гало. А высокая влажность, как известно, может статья причиной дождя. Не зная всех этих тонкостей, моряки связывали эти два явления, минуя этап “почему”.
Современная наука заглянула внутрь атома, опустилась в морские глубины и запустила человека в космос. Но мистический, глубоко запрятанный страх перед водной стихией по-прежнему живет в наших душах. Уж не поэтому ли моряки соблюдают свои ритуалы и верят в приметы? На всякий случай.
Следите за нами на нашем сайте, подписывайтесь на обновления в "Вконтакте" и "Instagram".