Сегодня нас окружают миллионы различных книг, самых разных жанров.
Мы зачитываемся книгами русских и зарубежных классиков, от Достоевского до Уайльда, читаем фантастику всемирно известных писателей, таких как Герберт Уэллс, Жюль Верн или Брэбри.
Наконец, перед нами лежит огромный выбор современной литературы - постапокалиптическая фантастика Глуховского или депрессивная проза Паланика.
Однако же, выбор у нас, действительно, большой, ведь перед нами открыто множество источников получения информации - десятки книжных магазинов в городах, сотни бесплатных и платных интернет-ресурсов, творческие блоги, мелкие интернет-странички...
Когда я размышлял об этом, мне пришла в голову мысль, что до появления известной нам сегодня литературы были другие времена, в которой люди зачитывались другими книгами. Проведя тщательное исследование, я смог найти самые популярные книги мира в 18 веке и составить небольшой топ-5 по популярности этих книг.
Поехали!
5 место - ФРИДРИХ ШИЛЛЕР, текст-драма "РАЗБОЙНИКИ"
В центре сюжета - старший сын графа фон Моора Карл, находящийся в дальнем путешествии, узнаёт, что его отец отказался от него и видеть его больше не желает. В отчаянии, он принимает предложение своего друга примкнуть к шайке разбойников.
На самом же деле письмо графа является обманом младшего брата Карла, Франца, который завладевает отцовским наследством и пытается завладеть девушкой Карла, Амалией.
Исполненная гиперболических речей и невероятных поступков пьеса пользовалась огромной популярностью у зрителей, не стремившихся к карьере на большой дороге, но живо ощущавших разрушительность собственных желаний для традиционного порядка.
4 место - ЖАН-ЖАК РУССО, политический трактат "ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ ДОГОВОРЕ"
Данная книга одной из первых совершила переворот в политико-философской мысли Европы и стала настоящим вестником революции. Отличительной чертой этой Жан-Жака Руссо являлось не только признание народа единственным источником власти, но и признание им построения системы, при которой народ всегда будет управлять государством, а не лишь при выборе устройства и правопорядка.
Несмотря на то, что книга была запрещена практически сразу после выхода, она стала настоящим бестселлером .
3 место - ВОЛЬТЕР, приключенческий роман "КАНДИД, ИЛИ ОПТИМИЗМ"
Этот роман стал популярен благодаря очаровательному герою - философу Панглоссу, иронично высказывающемся о любой ортодоксии или доктрине, что встречаются ему на пути его странствий, а также благодаря необычайно точно сатирически показанному миру 18 века со всеми его конфликтами - религиозными в Италии, политическими в Германии, завоевательными в Северной Америки.
Главную мысль философ высказывает в самом конце романа:
«Все события неразрывно связаны в лучшем из возможных миров. Если бы вы не были изгнаны из прекрасного замка здоровым пинком в зад за любовь к Кунигунде, если бы не были взяты инквизицией, если бы не обошли пешком всю Америку, если бы не проткнули шпагой барона, если бы не потеряли всех ваших баранов из славной страны Эльдорадо — не есть бы вам сейчас ни лимонной корки в сахаре, ни фисташек»
2 место - ГЁТЕ, пьеса "ГЕРЦОГ ФОН БЕРЛИНХИНГЕН"
Эта пьеса стала, что называется, настоящим "разрывом шаблонов" в 18 веке. Она буквально разорвала все устои, на которых стояли классические пьесы, словно вернулась к шекспировскому образцу. Эта пьеса вернула бунт старого порядка, порядка рыцарей в эпоху после феодализма.
Данная пьеса приобрела мгновенный успех - ведь идеи старого мира в ней сочетались с актуальными проблемами нового, а также она подогрела интерес к национальной истории.
1 место - ДЖОНАТАН СВИФТ, роман "ПУТЕШЕСТВИЕ ГУЛЛИВЕРА"
Еще один роман о заморских путешествиях — опровержение капиталистического оптимизма Дефо. Английского путешественника выбрасывает раз за разом не на пустынные острова, а в диковинные цивилизации: придворную монархию лилипутов, простое общество великанов, на летающий остров ученых чиновников и, наконец, в нравственную утопию говорящих коней. Своеобычные в своих достоинствах и недостатках, эти миры не позволяют сделать вывода о благотворности прогресса и колонизации, но ставят под сомнение достоинства европейского политико-экономического строя, цивилизации и даже человеческой природы как таковой. Образец путешествия, в котором путешественник (и его читатель) должен прежде всего вопрошать себя и свой собственный мир, точнее — европейский строй XVIII века с его контрастом между архаическим общественным устройством и духом интеллектуальной и нравственной критики.
Можно с уверенностью сказать, что этот роман - настоящая антиутопия 18 века.