Найти тему
Зелёнка

Японская гравюра укиё-э

Японскую технику укиё-э мы, европейцы, знаем только по «Тридцати шести видам Фудзи» Кацусики Хокусая. Но история этого вида искусства исчисляется никак не тремя десятками, не сотнями и даже не тысячами работ и берет свое начало в XVII веке – за полтора столетия до рождения знаменитого гравера.

Изначально для ксилографии (гравюры по дереву) японцы использовали только тушь, но столетием позже перешли на цветные изображения благодаря Судзуки Харунобу. Он изобрел технику многоцветной печати, используя комбинацию трех основных цветов – красного, желтого и синего, тем самым приблизив этот изначально графический вид искусства к живописному. Но всё же до живописности ему далеко, ведь главное средство выразительности в укиё-э – линия. Всегда изогнутая, мягкая, приближенная к естественным природным формам. К слову о природе: при первом взгляде на японские пейзажи хочется «уличить» их в утрированности. Но вся соль в том, что деревья в Японии – действительно такие, художники не врут!

Огата Гэкко, Дракон, поднимающийся к небесам
Огата Гэкко, Дракон, поднимающийся к небесам

Впрочем, совсем без декоративности дело не обошлось, и гипербола всегда была обязательным средством в арсенале японского творца. Причем не только гравера: то же самое можно сказать, например, о традиционных видах японского театра (Но и Кабуки), танце, прикладных видах творчества и даже о моде и искусстве костюма.

Кацусика Хокусай, Подготовка борцов сумо
Кацусика Хокусай, Подготовка борцов сумо

Деление на жанры отличается от европейского. В укиё-э практически нет привычных нам натюрмортов, зато есть обширная классификация портретов. Причем не по степени их «парадности», а по профессии изображаемого. Самые популярные виды – изображение гейш (бидзин-га), актеров (якуся-э) и самураев (муся-э). А роль бытовых сценок в расширенной версии играют сюнга (эротические сюжеты, порой напоминающие иллюстрации Камасутры, но в среднем более скромные). Что-то пограничное между натюрмортом и пейзажем – гравюры жанра катё-га, на которых изображались птицы и цветы. Непосредственно сам пейзаж интересовал художников не меньше, очень часто человек становится его неотъемлемой и гармоничной частью (каковым в действительности и является типичный синтоист). Важно понимать, что во всем Япония тяготеет к традиционности. От устройства дома, семьи, общества до соблюдения непреложных правил в искусстве. Без инноваций, конечно, не обошлось (всё же Япония!), но в целом ситуация немного напоминает историю с русской иконописью. Есть правила, которым много веков следовали твои предки, поэтому и ты не вздумай выделяться и щеголять непривычными для народа новшествами.

Кацусика Хокусай, 36 видов Фудзи, Местность Умэдзава в Сосю
Кацусика Хокусай, 36 видов Фудзи, Местность Умэдзава в Сосю

Катигава Утамаро, Три красавицы
Катигава Утамаро, Три красавицы

А еще японская гравюра укиё-э похожа на хокку: изображает эфемерное, выхваченное из вечности мгновение, оставляет послевкусие недосказанности, незавершенности, даже тайны. Не зря импрессионисты заглядывались в сторону изобразительного искусства Страны восходящего солнца и многое из него переняли.

Утагава Кунисада, Рассвет на Футами-га-ура
Утагава Кунисада, Рассвет на Футами-га-ура

В блоге PaintingRussia читайте статью "Тропой искусства в Токио" про Токийский национальный музей.

Не забывайте лайкать статьи и подписываться на канал, чтобы я знала, что пишу не в стол ;)