Как видели ад известные писатели, от Достоевского до Пратчетта
У каждого свое мнение об аде. Кто-то вообще не верит в его существование, кто-то считает, что туда беспощадно сваливают грешников разных мастей, а кто-то — что он ровно такой, каким мы его себе представляем. Предлагаем посмотреть, что думали об аде классики мировой литературы.
Михаил Булгаков
В «Мастере и Маргарите» Михаила Булгакова нет прямых описаний ада или рая. Но если есть Воланд — читай «сатана», — должно быть и его царство — читай «ад».
Но настоящий ад не где-то там, между планетами и мирами, а в исключительно физической плоскости — в частности цветет и искрится он в двухэтажном «Доме Грибоедова» во владении Массолита. Вот с каким инфернальным огнем Булгаков описывает безумные полночные развлечения литераторов в ресторане дома:
Тонкий голос уже не пел, а завывал: «Аллилуйя!» Грохот золотых тарелок в джазе иногда покрывал грохот посуды, которую судомойки по наклонной плоскости спускали в кухню. Словом, ад. И было в полночь видение в аду. Вышел на веранду черноглазый красавец с кинжальной бородой, во фраке и царственным взором окинул свои владения.
В романе Булгаков много раз использует слово «ад» и «адский», но когда доходит до описания постоянного места жительства грешников, картина получается вполне мирной, хоть и не всегда радостной. Понтий Пилат дожидается перехода в свой рай в кресле на каменистой площадке, а потом уходит по лунной дороге разговаривать с арестантом Га-Ноцри. А Мастер и Маргарита — и согрешившие, и пострадавшие — отправляются жить тихую гавань, обвитый виноградом дом с венецианским окном.
Терри Пратчетт
Смерть в понимании ироничного Терри Пратчетта настолько философичен (да, Смерть — это Он!) и интересен, что хочется с ним познакомиться. У Смерти есть конь, помощник, приемная дочь Изабель и внучка Сьюзан. Вот только в ад или рай Смерть никого не отправляет. Он не воздает по заслугам. Умерший получает только то, что заслуживает — по своему личному мнению. Даже самый хороший человек, уверенный в своей греховности, попадет в ад, который сам себе нарисует. А тот, кто убежден, что не так уж он и плох и вполне заслужил приятное место, туда и отправится.
«Любопытно отметить, что боги Плоского мира никогда особо не утруждали себя всякими судилищами над душами умерших, поэтому люди попадали в Ад только в том случае, если глубоко и искренне верили, что именно там им и место. Чего, конечно, вообще не случалось бы, если бы они не знали о его существовании. Это объясняет, почему так важно отстреливать миссионеров при первом их появлении». («Эрик», 1990)
Пратчетт говорил: «Я не боюсь Смерти; я сделал ее такой популярной, что она теперь у меня в долгу».
Джон Мильтон
В поэме «Потерянный рай» (1667) Мильтон описывает ад словами изгнанного с небес Сатаны. Тот правит своим темным миром из замка в Пандемониуме, столице ада. Его дворец огромен и построен тем же ангелом-зодчим, который сначала построил замок Царя Небесного, а потом примкнул к Сатане и был изгнан вместе с ним и другими ангелами-бунтарями:
Всемогущий Бог
Разгневанный стремглав низверг строптивцев,
Объятых пламенем, в бездонный мрак,
На муки в адамантовых цепях
И вечном, наказующем огне,
За их вооруженный, дерзкий бунт.
Именно со своего трона в Пандемониуме дьявол взывает к демонам и бесам:
Мятежных Духов буйные полки,
Тех, что Его презрели произвол,
Вождём избрав меня. Мы безуспешно
Его Престол пытались пошатнуть
И проиграли бой. Что из того?
Не все погибло: сохранён запал
Неукротимой воли, наряду
С безмерной ненавистью, жаждой мстить
И мужеством — не уступать вовек.
Так как действие поэмы происходит еще во времена Адама и Евы, то в аду есть только демоны и ни одного грешника из числа людей. Мильтон утверждает, что ад был создан еще до того, как появились небо и земля, а значит эта пылающая пустыня находится за пределами нашей планеты. Это идет вразрез с классическим греческим и частично христианским видением расположения ада. И древние греки, и часть христианских авторов считали, что вход в ад можно найти на Земле, а сама Геенна огненная, скорее всего, пылает в самом центре нашей планеты.
Федор Достоевский
Настоящей мукой после смерти Федор Достоевский считает то, что «нельзя уже более любить». Великий русский знаток человеческих душ и пороков отвергает идею физических мучений в аду. Разрывания душ напополам, раскаленные сковородки и черти, тычущие в грешников вилами, не кажутся Достоевскому достаточно ужасными, чтобы стать составляющими ада.
«Говорят о пламени адском материальном: не исследую тайну сию и страшусь, но мыслю, что если б и был пламень материальный, то воистину обрадовались бы ему, ибо, мечтаю так, в мучении материальном хоть на миг позабылась бы ими страшнейшая мука духовная. Да и отнять у них эту муку духовную невозможно, ибо мучение сие не внешнее, а внутри их».
Ад приходит не извне, он создан не демонами — ад творит человек сам в себе. Ад — осознание всего плохого, злого, нечестного и несправедливого, что умерший сделал за всю жизнь, и невозможность больше выразить любовь к тем, кого обидел. Это глубочайшее болезненное переживание, которое сжигает изнутри, а не снаружи. И в этом у ада Достоевского очень много общего с адом Пратчетта.
Мрачный классик русской литературы Достоевский подводит к тому, что человек может жить в аду осознания своей греховности уже здесь, на земле. «Умереть нельзя. Бытие есть, а небытия вовсе нет», — пишет автор в своем антинигилистическом романе «Бесы» (1872).
Джонатан Свифт
Автор сочинений о путешествии Гулливера Джонатан Свифт емко описывал свое видение ада. В стихотворении «Место проклятых» он говорит:
Что Ад существует, оспорят немногие,
ну, разве что, атеисты убогие…
Свифт не углубляется в личностные душевные переживания, как Достоевский, и не дает человеку решить свою судьбу, как Пратчетт. Один из самых известных уроженцев Дублина отправляет в ад мошенников, поэтов на зарплате, глупых критиков, судей, адвокатов, политиков, шпионов и богачей.
Где находится ад и что там на самом деле происходит, Свифт не уточняет, только пишет, что ад точно есть, а вот о его местоположении представители разных конфессий никак не могут договориться.
Данте
Данте Алигьери подошел к описанию Геенны огненной обстоятельней остальных. Своим видением ада Данте поделился в первой части Божественной комедии (1308–1321) — Inferno («Ад»).
Рассказчик (сам поэт) попадает в таинственный лес, где на него нападают животные. От них его спасает греческий поэт Вергилий, с которым они и отправляются в загробный мир, чтобы исследовать все девять кругов ада. Каждый из них Данте расписал очень подробно — в книге можно найти не только указания того, за какие грехи умерший попадает в тот или иной круг ада, но и описание мук, которым он там подвергается.
Сам Вергилий обычно пребывает в Лимбе. Это и не ад, и не рай, а скорее место тоски без дополнительных мучений — место безболезненной скорби. На этой ступени остаются поэты, философы, некрещеные дети и добродетельные нехристиане. Здесь можно поговорить о жизни с Сократом и Цезарем, оценить поэтический талант Гомера и поспорить с Аристотелем.
Если при жизни человек был ближе к Клеопатре и Елене Троянской, был неразборчив в связях и похотлив, его ждут на втором круге. Здесь незатихающий инфернальный ветер заставляет грешников извиваться от нереализованных желаний, страдать духовно и физически. На самом глубоком уровне — девятом— проводит вечность сам Сатана. Компанию ему составляют знаменитые предатели — Брут, Иуда и Кассий. Все, кто предал свою страну, друзей или семью попадают именно сюда, чтобы навечно остаться вмерзшими в лед.
Также смело нажимайте «палец вверх», если хотите, чтобы мы продолжали собирать для вас интересное из мира книг и все, что с ними связано.
До новых книг!
Ваш Book24