Найти в Дзене
Журнал book24.ru

Ад, ужасный и разный: 6 описаний Геенны огненной в литературе

Оглавление

Как видели ад известные писатели, от Достоевского до Пратчетта

У каждого свое мнение об аде. Кто-то вообще не верит в его существование, кто-то считает, что туда беспощадно сваливают грешников разных мастей, а кто-то — что он ровно такой, каким мы его себе представляем. Предлагаем посмотреть, что думали об аде классики мировой литературы.

Михаил Булгаков

В «Мастере и Маргарите» Михаила Булгакова нет прямых описаний ада или рая. Но если есть Воланд — читай «сатана», — должно быть и его царство — читай «ад».

Но настоящий ад не где-то там, между планетами и мирами, а в исключительно физической плоскости — в частности цветет и искрится он в двухэтажном «Доме Грибоедова» во владении Массолита. Вот с каким инфернальным огнем Булгаков описывает безумные полночные развлечения литераторов в ресторане дома:

Тонкий голос уже не пел, а завывал: «Аллилуйя!» Грохот золотых тарелок в джазе иногда покрывал грохот посуды, которую судомойки по наклонной плоскости спускали в кухню. Словом, ад. И было в полночь видение в аду. Вышел на веранду черноглазый красавец с кинжальной бородой, во фраке и царственным взором окинул свои владения.

-2

В романе Булгаков много раз использует слово «ад» и «адский», но когда доходит до описания постоянного места жительства грешников, картина получается вполне мирной, хоть и не всегда радостной. Понтий Пилат дожидается перехода в свой рай в кресле на каменистой площадке, а потом уходит по лунной дороге разговаривать с арестантом Га-Ноцри. А Мастер и Маргарита — и согрешившие, и пострадавшие — отправляются жить тихую гавань, обвитый виноградом дом с венецианским окном.

Терри Пратчетт

Плоский мир , иллюстрация Джоша Кирби
Плоский мир , иллюстрация Джоша Кирби

Смерть в понимании ироничного Терри Пратчетта настолько философичен (да, Смерть — это Он!) и интересен, что хочется с ним познакомиться. У Смерти есть конь, помощник, приемная дочь Изабель и внучка Сьюзан. Вот только в ад или рай Смерть никого не отправляет. Он не воздает по заслугам. Умерший получает только то, что заслуживает — по своему личному мнению. Даже самый хороший человек, уверенный в своей греховности, попадет в ад, который сам себе нарисует. А тот, кто убежден, что не так уж он и плох и вполне заслужил приятное место, туда и отправится.

«Любопытно отметить, что боги Плоского мира никогда особо не утруждали себя всякими судилищами над душами умерших, поэтому люди попадали в Ад только в том случае, если глубоко и искренне верили, что именно там им и место. Чего, конечно, вообще не случалось бы, если бы они не знали о его существовании. Это объясняет, почему так важно отстреливать миссионеров при первом их появлении». («Эрик», 1990)

Пратчетт говорил: «Я не боюсь Смерти; я сделал ее такой популярной, что она теперь у меня в долгу».

Джон Мильтон

Сатана из поэмы Джона Мильтона «Потерянный Рай». Иллюстрация Гюстава Доре.
Сатана из поэмы Джона Мильтона «Потерянный Рай». Иллюстрация Гюстава Доре.

В поэме «Потерянный рай» (1667) Мильтон описывает ад словами изгнанного с небес Сатаны. Тот правит своим темным миром из замка в Пандемониуме, столице ада. Его дворец огромен и построен тем же ангелом-зодчим, который сначала построил замок Царя Небесного, а потом примкнул к Сатане и был изгнан вместе с ним и другими ангелами-бунтарями:

Всемогущий Бог
Разгневанный стремглав низверг строптивцев,
Объятых пламенем, в бездонный мрак,
На муки в адамантовых цепях
И вечном, наказующем огне,
За их вооруженный, дерзкий бунт.

Именно со своего трона в Пандемониуме дьявол взывает к демонам и бесам:

Мятежных Духов буйные полки,
Тех, что Его презрели произвол,
Вождём избрав меня. Мы безуспешно
Его Престол пытались пошатнуть
И проиграли бой. Что из того?
Не все погибло: сохранён запал
Неукротимой воли, наряду
С безмерной ненавистью, жаждой мстить
И мужеством — не уступать вовек.

Так как действие поэмы происходит еще во времена Адама и Евы, то в аду есть только демоны и ни одного грешника из числа людей. Мильтон утверждает, что ад был создан еще до того, как появились небо и земля, а значит эта пылающая пустыня находится за пределами нашей планеты. Это идет вразрез с классическим греческим и частично христианским видением расположения ада. И древние греки, и часть христианских авторов считали, что вход в ад можно найти на Земле, а сама Геенна огненная, скорее всего, пылает в самом центре нашей планеты.

Федор Достоевский

Репродукция картины художника Ильи Глазунова «Достоевский», 1962 год
Репродукция картины художника Ильи Глазунова «Достоевский», 1962 год

Настоящей мукой после смерти Федор Достоевский считает то, что «нельзя уже более любить». Великий русский знаток человеческих душ и пороков отвергает идею физических мучений в аду. Разрывания душ напополам, раскаленные сковородки и черти, тычущие в грешников вилами, не кажутся Достоевскому достаточно ужасными, чтобы стать составляющими ада.

«Говорят о пламени адском материальном: не исследую тайну сию и страшусь, но мыслю, что если б и был пламень материальный, то воистину обрадовались бы ему, ибо, мечтаю так, в мучении материальном хоть на миг позабылась бы ими страшнейшая мука духовная. Да и отнять у них эту муку духовную невозможно, ибо мучение сие не внешнее, а внутри их».

Ад приходит не извне, он создан не демонами — ад творит человек сам в себе. Ад — осознание всего плохого, злого, нечестного и несправедливого, что умерший сделал за всю жизнь, и невозможность больше выразить любовь к тем, кого обидел. Это глубочайшее болезненное переживание, которое сжигает изнутри, а не снаружи. И в этом у ада Достоевского очень много общего с адом Пратчетта.

Мрачный классик русской литературы Достоевский подводит к тому, что человек может жить в аду осознания своей греховности уже здесь, на земле. «Умереть нельзя. Бытие есть, а небытия вовсе нет», — пишет автор в своем антинигилистическом романе «Бесы» (1872).

Джонатан Свифт

Посмертная маска Джонатана Свифта
Посмертная маска Джонатана Свифта

Автор сочинений о путешествии Гулливера Джонатан Свифт емко описывал свое видение ада. В стихотворении «Место проклятых» он говорит:

Что Ад существует, оспорят немногие,
ну, разве что, атеисты убогие…

Свифт не углубляется в личностные душевные переживания, как Достоевский, и не дает человеку решить свою судьбу, как Пратчетт. Один из самых известных уроженцев Дублина отправляет в ад мошенников, поэтов на зарплате, глупых критиков, судей, адвокатов, политиков, шпионов и богачей.

Где находится ад и что там на самом деле происходит, Свифт не уточняет, только пишет, что ад точно есть, а вот о его местоположении представители разных конфессий никак не могут договориться.

Данте

«Карта ада», Боттичелли, около 1480–1495 гг.
«Карта ада», Боттичелли, около 1480–1495 гг.

Данте Алигьери подошел к описанию Геенны огненной обстоятельней остальных. Своим видением ада Данте поделился в первой части Божественной комедии (1308–1321) — Inferno («Ад»).

Рассказчик (сам поэт) попадает в таинственный лес, где на него нападают животные. От них его спасает греческий поэт Вергилий, с которым они и отправляются в загробный мир, чтобы исследовать все девять кругов ада. Каждый из них Данте расписал очень подробно — в книге можно найти не только указания того, за какие грехи умерший попадает в тот или иной круг ада, но и описание мук, которым он там подвергается.

Иллюстрация Гюстава Доре к песни XVIII «Ада». Песнь XVIII описывает круг восьмой (Злые Щели), где первый ров занимают сводники и обольстители, а второй — льстецы.
Иллюстрация Гюстава Доре к песни XVIII «Ада». Песнь XVIII описывает круг восьмой (Злые Щели), где первый ров занимают сводники и обольстители, а второй — льстецы.

Сам Вергилий обычно пребывает в Лимбе. Это и не ад, и не рай, а скорее место тоски без дополнительных мучений — место безболезненной скорби. На этой ступени остаются поэты, философы, некрещеные дети и добродетельные нехристиане. Здесь можно поговорить о жизни с Сократом и Цезарем, оценить поэтический талант Гомера и поспорить с Аристотелем.

Если при жизни человек был ближе к Клеопатре и Елене Троянской, был неразборчив в связях и похотлив, его ждут на втором круге. Здесь незатихающий инфернальный ветер заставляет грешников извиваться от нереализованных желаний, страдать духовно и физически. На самом глубоком уровне — девятом— проводит вечность сам Сатана. Компанию ему составляют знаменитые предатели — Брут, Иуда и Кассий. Все, кто предал свою страну, друзей или семью попадают именно сюда, чтобы навечно остаться вмерзшими в лед.

Также смело нажимайте «палец вверх», если хотите, чтобы мы продолжали собирать для вас интересное из мира книг и все, что с ними связано.
-9

До новых книг!

Ваш Book24