Чемпионат мира по футболу в России 2018 закончился. Официальные СМИ, гипнотизируя словно удав Каа из мультика про Маугли, рассыпались в похвалах, называя этот чемпионат лучшим в истории. Футбол затмил всё, оказался на всех экранах и передовицах. За сборными и болельщиками следили все за исключением ну уж совсем равнодушных к этому действу людей. Но праздника не получилось. Не знаю как для кого, но для меня нет. Не из-за скучной игры или плохой организации, а из-за того, что этот чемпионат окружало, и особенно всего того, с чем после мундиаля нам дальше жить.
Как всё начиналось
Самый дорогой чемпионат в истории проведения мировых футбольных первенств с не раз повышавшейся (раз, два) сметой, колоссальными (см. заглавное фото) тратами на инфраструктуру и не очень-то впечатляющими цифрами доходов, «Зенит-ареной» как очередным примером бессмысленных растрат «национального достояния», беспрецедентными мерами безопасности (естественно стоившими дополнительных средств), нарушавшими нормальную жизнь людей (например, закрытие третьей транспортной дамбы во время матчей в Казани) — таковы для россиян итоги предсоревновательного этапа.
Лично для меня особенно ярко это проявилось в появлении огромного количества людей в форме на улицах, которых размещали на территории комплекса общежитий, где я жил, заканчивая магистратуру. Присутствие сотрудников полиции и росгвардии, оккупировавших ближайшие продуктовые магазины, рождало некоторое чувство дискомфорта, ведь никто особо не желает быть остановленным даже из-за простой проверки документов. Понятно, что эти люди просто делали свою работу, но от этого всё равно не легче. А ещё в небе тогда стали постоянно летать военные и гражданские вертолёты, сновавшие по несколько раз в день по одному и тому же маршруту: откуда-то с юго-востока в центр и обратно. Ладно хоть из общежития не выселили. И на том спасибо.
Под шумок
Кто уже только об этом не шутил, но если серьёзно – как удачно «совпали» объявление о повышении НДС и пенсионного возраста с первым матчем домашнего чемпионата мира, в котором ещё и играла наша сборная. Да ещё и победила со счётом 5:0. И огласило его правительство более месяца как принявшее полномочия. Особенно, учитывая, что закон о роуминге, например, шёл до первого чтения почти год, а повышение НДС было одобрено в первом чтении меньше, чем за месяц. Как удобно! В такой атмосфере невольно начинаешь думать, что победы нашей сборной, так скажем, не совсем чисты, хотя к ней (к сборной) претензий почти нет: в кой-то веки наши футболисты продемонстрировали желание побеждать, которого, кажется, им всегда не хватало, а не унылое хождение пешком от бровки до бровки.
Я не буду рассуждать о том, были ли договорняки или нет, и какие последствия несут кардинальные реформы медведевского правительства. Меня больше возмущает медиа-ореол, окружающий эти реформы. Больше всего недоумение (ничего неожиданного в этом нет, но мы уже устали возмущаться, а потому делаем вид, что недоумеваем) лично у меня вызывает тот факт, что президент участвует в мероприятиях ФИФА, а в обсуждении важнейших перемен в жизни россиян не участвует. Спорт у нас в верхах любят. Он и тело в порядок приводит, и немедленную прибыль даёт. То ли дело социальные нужды…
Они уедут, а нам здесь дальше жить
Гуляя по Казани, я видел толпы радостных болельщиков. Они приехали развлекаться и отжигать и делали это по полной. В этом в общем-то нет ничего плохого, но здесь мне сразу вспоминается история, дошедшая до меня через третьи руки о том, как иранские болельщики напрямую спросили у сотрудницы турфирмы, где им найти «girls for enjoy». Вот она, внутренняя сторона турнира, вот как наших женщин воспринимают за рубежом. А снаружи всё красиво: интересная борьба, неожиданные повороты и дальше по списку. Потому и вторит российским федеральным каналам президент ФИФА Джанни Инфантино о том, что чемпионат был отличным, в очередной раз доказывая, что большой футбол – это часть большой политики.
И почему бы ему и другим иностранцам не думать так? Они уедут, а нам дальше жить в стране, где в течение двух месяцев может происходить это:
и это:
где во время мирового первенства «втихорца» вводят в действие пакет мер, ограничивающих свободу россиян, названный именем женщины, считающей, что «виртуальное» и «нереальное» – это одно и то же; где уже несколько месяцев длиться эпопея с ценами на бензин, а зажравшиеся владельцы АЗС занимаются недоливами, жульничеством, которое, казалось, уже давно кануло в лету; где не только дороги, а целые стадионы смывает летними ливнями. А, иностранцы… Даже если они приедут снова, им всё равно будут рады. Даже часть расходов компенсируют. Не в обиду нашим и иностранным болельщикам скажу очевидно вытекающую из этого мысль: их удовольствие, веселье и потешные зрелища были оплачены из кармана обычных россиян, и не только сегодняшних, но и будущих. Ведь Россия страна гостеприимная и щедрая, но только почему-то не для своего народа. Поэтому праздника из всей этой затеи с мундиалем не получилось. Скорее пир во время чумы. Это печально…