Зачем пролетариату высокое искусство? Стране нужна техника! «Картин в Эрмитаже не убудет», — считали вожди, приглашая миллионеров-покупателей из-за рубежа. Безумие мрачного времени: когда люди исчезали бесследно, кто пожалеет о картинах?
Всё началось с идеи «пролетарского» Эрмитажа. Ценные и опытные музейные работники, отдавшие музею десятилетия жизни, «рубились на корню» только лишь за принадлежность к дворянскому роду. Их называли «сором» и «классово неполноценными элементами» и выкидывали из главного музея страны. В итоге не осталось никого, кто бы мог сопротивляться начавшемуся абсурду.
Но тогда, в вихре революционных катаклизмов, на фоне рушащихся церквей, гибнущих в огне икон и прочего одурманивающего кощунства, всё казалось естественным и закономерным. Строительство светлого коммунистического будущего требовало денежных вливаний и экономической поддержки. Экономика страны советов пребывала в плачевном состоянии. Голодной стране, нуждавшейся в хлебе, нужны были западные тракторы, экскаваторы и прочая техника. А от «глазения» в музеях на картины сыт не будешь! Так возникла «блестящая» идея распродать чуждое искусство прошлых веков не менее чуждому Западу.
Первый, кому пришла в голову «гениальная мысль» о продаже шедевров музейной живописи за рубеж, был не кто иной, как вождь пролетариата, Владимир Ленин. К 1918 году стараниями русских коллекционеров, а также императорской семьи, Россия обладала многочисленными собраниями живописных шедевров. Кроме Екатерины Великой, которая и начала собирать эрмитажную коллекцию, картины для музея приобретали Николай I, Александр I и другие члены императорской семьи, затрачивая на это огромные деньги. Так что Эрмитажу и другим музеям страны было чем порадовать Запад! Ещё в 1920-х годах Ленин писал о том, что предметы искусства нужно легально распродать, причём сделать это необходимо «архибыстро». Эту чрезвычайно «практическую» идею в дальнейшем обеими руками поддержал и товарищ Сталин.
На примере Эрмитажа подведём итоги: от каких же картин «избавилась» страна во время сталинских распродаж. Из фондов музея на продажу были выставлены 2880 картин, из них 48 шедевров навсегда покинули страну. Это были полотна Яна ван Эйка,Рембрандта, Рафаэля, Тициана. Частично была распродана коллекция фламандской и нидерландской живописи, и другие коллекции, пожертвованные музею в прошлом самыми известными коллекционерами страны. К примеру, Меллону было продано«Благовещение» ван Эйка и рафаэлевская «Мадонна Альба». На аукционах были проданы «Голова старика» Рембрандта, «Портрет старика» ван Клеве, «Святой Иероним» и «Мадонна с младенцем» Тициана, полотна Кантарини, Берне, Каналетто,Морони. Навсегда исчезли из Эрмитажа «Вознесение Марии» Рубенса, «Тайная вечеря» Ван Дейка, «Избиение младенцев» Джорджоне и ещё множество полотен — бывшая гордость страны и ее культурное достояние.