Между тем приближалось основное, по замыслу Горбачева политическое событие 1991 года – всенародный референдум о судьбе Союза ССР. Однако на территории РСФСР одновременно с ним был назначен еще один референдум – о судьбе президентства в РСФСР. Этот вопрос депутаты дважды пытались решить самостоятельно на II Съезде, и оба раза неудачно. Тогда они и постановили вынести его на референдум, и уже затем, в зависимости от обстоятельств, действовать дальше.
Выдержки из интервью с депутатом ВС РСФСР Сергеем Шахраем, данного незадолго до референдума.
- Борис Ельцин отказался подписать Союзный договор, потому что он не достигнет своих целей – гражданского мира, консолидации, сохранения великого союзного государства. Напротив, в представленном виде договор станет катализатором его развала. Для России договор обернется просто трагедией;
- с момента подписания каждая автономная республика, как и любая другая территория, провозгласившая себя республикой, получает возможность в одностороннем порядке выйти из состава РСФСР (а это более 50% ее территории);
- законы РСФСР перестанут существовать для бывших автономий;
- отнесение к исключительной компетенции Союза руководства оборонными предприятиями. Это 70% промышленного потенциала – вся экономика уводится из РСФСР. Россия растворится в обновленном Союзе;
- КПСС и РКП выступают не против президентства в России вообще, а против Ельцина, как по сути единственного на сегодня реального кандидата на этот пост. Если Центр получит альтернативу в лице Президента РСФСР, избранного всем народом – власть партократии значительно поубавится. Для РСФСР введение поста Президента – акт оформления сильной и эффективной исполнительной власти;
- судьбу президентства в России решит весь народ, а не группа выборщиков. Имея нынешний состав парламента, где противоположные политические силы представлены почти поровну, мы не можем получить президента-диктатора. Проекты законов предусматривают создание мощных сдерживающих факторов и противовесов через парламент и Конституционный Суд. Но если страна будет разваливаться дальше, то мы получим диктатора без тормозов и противовесов, и это будет диктатор общенациональный.
17 марта 1991 года каждому гражданину СССР предлагалось ответить на вопрос:
На территории РСФСР к этому вопросу добавлялся второй:
Движение «ДемРоссия» активно призывало к ответу «НЕТ» по первому вопросу и «ДА» по второму, аргументируя свою точку зрения так:
- вопрос союзного референдума поставлен так, что мозги можно вывихнуть, ища на него разумный ответ;
- референдум предназначен, чтобы освятить «волеизъявлением народа» антинародную диктатуру, во имя сохранения тоталитарного режима;
- отвечая «ДА» на вопрос российского референдума, мы помогаем прервать бесчестную блокаду России, поддерживаем Ельцина и его команду в борьбе за превращение республики в самостоятельное демократическое процветающее государство.
Председателем Центральной избирательной комиссии на этот момент являлся Василий Казаков – тот самый, который был временным председательствующим на I Съезде до избрания Председателем ВС РСФСР Бориса Ельцина.
ДОСЬЕ:
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ВОПРОС_6
"А что это, аналитический вопрос?"
А это вот что - подробно здесь и здесь
Отвечать на вопросы можно в любой последовательности; главное, делать это под одним никнеймом, ничего не пропустить и не продублировать
На первый вопрос в РСФСР ответили 75,4% избирателей.
Ответ «ДА» выбрали 71,3% проголосовавших (53,8% избирателей), «НЕТ» - 26,4% (19,9%).
На второй вопрос 75,1% (не принимали участие в голосовании Северная Осетия, Чечено-Ингушетия и Тува).
Соответственно: «ДА» - 69,9% (52,5%), «НЕТ» - 28,0% (21,0%).
Что касается Советского Союза в целом, цифры вот такие.
На 1 января 1991 года население СССР составило 290,1 миллиона человек, из которых старше 18 лет – 200,5 млн. Правом голоса обладали 185,6 млн., приняли участие в голосовании 148,6 млн. (80,0%). Отказались проводить референдум Прибалтика, Грузия, Армения и Молдавия.
Ответ «ДА» выбрали 113,5 млн. (76,4%), «НЕТ» - 32,3 млн (21,7%).
Итак, референдум завершился политической ничьей: россияне в большинстве своем поддерживали демократов и их идею о всенародно избираемом президенте, но при этом желали жить в государстве под названием СССР.
Начиная с 1991 года, Горбачев стал все время ошибаться. Искушенный в политических интригах в Политбюро, он тем не менее постоянно, раунд за раундом, проигрывал простоватому, по-медвежьи прямому Ельцину. Сначала он недостаточно жестко отреагировал на антиконституционные призывы Ельцина к созданию российских силовых структур, затем ничего не смог противопоставить выступлению Ельцина 19 февраля. Референдум приводит Горбачева к третьей ошибке – он не смог оперативно воспользоваться его результатом.
В то же время уже 28 марта собирается III (внеочередной) Съезд народных депутатов РСФСР. На этот раз Горбачев попытался исправить свои ошибки, совершенные ранее из-за чрезмерной мягкотелости – центр Москвы с самого утра был наводнен военной техникой, милицией и ОМОНом. Видимо, Горбачев опасался, что на этом Съезде события могут пойти по следующему сценарию: депутаты самостоятельно избирают Президента РСФСР, он объявляет об отделении РСФСР от Союза, то есть совершается государственный переворот. СовМин СССР в дополнение к силовым мерам предосторожности запретил с 26 марта по 5 апреля митинги, уличные шествия и демонстрации.
Однако Ельцин снова переиграл Горбачева. В первый же день своей работы III Съезд принимает следующее Постановление:
1. Приостановить действие Постановления СовМина СССР от 26.03.1991;
2. Приостановить действие Указа Президента СССР от 26.03.1991 (вывод милиции г. Москвы из-под юрисдикции МВД РСФСР);
3. Поручить СовМину РСФСР обеспечение общественного порядка.
Первый заместитель Председателя ВС РСФСР Руслан Хасбулатов ознакомил с Постановлением Горбачева. Тот отказался убрать технику, но пообещал сделать это на следующий день. Тогда Съезд принимает решение прервать работу до 29 марта – возобновлена она была действительно только после ухода военных.
III Съезд назначил дату выборов Президента РСФСР, но не утвердил следующие решения:
- на территории РСФСР военные формирования РСФСР обязаны соблюдать законы РСФСР, не предпринимать действий, посягающих на власть народа и суверенитет России;
- включить в повестку дня пункт «О Президенте РСФСР»;
- поддержать департизацию государственных институтов и силовых структур;
- обратиться к ВС СССР, Президенту СССР, Верховным Советам союзных республик с предложением незамедлительно приступить к формированию коалиционного союзного правительства народного доверия и национального согласия.
Прямо во время работы Съезда, с 1 апреля повысились розничные цены. Все товары при этом поделили на три группы. На первую группу, или так называемую потребительскую корзину, цены повысились в 2-3 раза и жестко устанавливались Правительством СССР. Малообеспеченным категориям граждан выплачивалась компенсация в размере 40-60 рублей (самый распространенный размер зарплаты в стране составлял до этого 120 рублей). Товары второй группы продавались по договорным ценам (устанавливались Правительством по соглашению с Верховным Советом СССР). В третью группу вошли самые дорогие товары (автомобили, ювелирные изделия, радиотехника) – они продавались теперь по свободным ценам.
Повышение цен не забыл упомянуть Ельцин в своем заявлении от 4 апреля, разъясняющем итоговое Постановление III Съезда. Суть заявления:
- полномочия перераспределяются от Съезда к Верховному Совету РСФСР для оперативности, сохраняются все демократические противовесы, перераспределение прекращается после выборов Президента РСФСР;
- причины Постановления: сложнейшая обстановка, резкое повышение цен, которое не привело к появлению товаров на прилавках, расширяющиеся масштабы забастовок, быстро нарастающая социальная напряженность;
- союзная власть утрачивает гибкость, неадекватно реагирует на события.
Горбачев, конечно, не сидит сложа руки в это время. 23 апреля состоялась его встреча с руководителями девяти союзных республик, где было подписано «Заявления о безотлагательных мерах по стабилизации обстановки в стране и преодолении кризиса». Никаких мер, впрочем, никто так и не принял, а о кризисе тот же Явлинский высказался так:
Пять проблем:
- бюджетный кризис;
- спад производства;
- близкая безработица;
- инфляция;
- дефицит платежного баланса.
В антикризисной программе правительства не только нет ответа на все эти проблемы, они даже не поставлены.
А вот цитата из выступления Ельцина в Европарламенте:
Нам видятся три принципиальных характеристики российского государства и общества:
- невмешательство государства во внутренние дела и жизнь этнических, культурных и иных общностей (за исключением случаев нарушения прав человека);
- последовательная идея деидеологизации всех государственных институтов России;
- демилитаризация всех сфер общества, за исключением сохранения целостности границ и содержания союзных вооруженных сил в меру их достаточности.