Источник: datajour.ru
Это вторая часть дайджеста гениальной книги Роберта Макки. Начало тут.
Часть 2. Сеттинг, жанр, тема
Три способа исследования сеттинга: (1) память — вспомнить и подробно описать ощущения; (2) воображение — представить, что значить быть этим персонажем; (3) факты — узнать больше о теме.
Жанр должен быть ясен зрителю до просмотра, его доносят через маркетинг, например, название.
В каждом жанре есть конвенции — обязательные элементы, — а есть штампы. Штампов нужно избегать, а конвенции, наоборот, помогают зрителю узнать жанр и понять историю.
Тема — управляющая история — это одно предложение, которое передаёт смысл истории, центральную идею. Две её составляющие: (1) ценность — позитивное или негативное изменение главной ценности в кульминационный момент; (2) причина — из-за чего это изменение, почему появилась ценность. Примеры: «Справедливость торжествует, потому что герой злее и опаснее преступников», «Справедливость торжествует, потому что герой умнее и справедливее преступников» — одинаковые ценности, разные причины.
Вариант процесса работы: сначала возникает замысел, ситуация «что если», персонаж или образ. Далее работаем над любым местом сценария, потом над кульминацией. Теперь определяем заряд появившейся или изменившейся главной ценности и наконец идём к началу и ищем причину изменения.
Противостояние идеи и контридеи: подпитываем то одно, то другое. Например, сначала детектив подозревает не того, подпитываем контридею «Преступление стоит того». Затем он находит улику, подпитываем идею «Преступление не стоит того». Стоит подпитывать оба полюса, избегать однозначности в споре. Идея должна быть могучей и побеждать могучую контридею в честной борьбе.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующие части дайджеста. А ещё ставьте 👍 и подписывайтесь на телеграм и рассылку.
Предыдущие части дайджеста:
Часть 1: элементы сценария
Следующие части:
Часть 3: персонаж