После того, как первый вариант дополнительного бронирования танка Т-34 разбился о немецкие 75-мм пушки, об этой идее забыли, казалось бы, навсегда. Но ситуация ухудшалась, так как немецкие части получали все больше орудий PaK 40, которых вполне хватало для борьбы с броней Т-34. И здесь уже нельзя было обойтись 16-мм экраном корпуса. Весной 1943 года инженеры снова вернулись к идее наращивания брони советского танка.
Бронекоробка
Новый вариант добронированного Т-34 был представлен в апреле 1943 года. Этот проект значительно отличался от схемы экранирования по «рецепту» завода № 112. Если раньше экраны, по сути, повторяли контуры корпуса и башни, то теперь подход изменили радикально.
Новая схема дополнительного бронирования основывалась на листах толщиной в 20-мм, да и схема установки листов стала очень простой. Отныне, дополнительные листы броневой стали крепились вертикально, образуя короб вокруг корпуса. При этом его высота была достаточной, что бы пушка опускалась вниз на пять градусов.
Спустя месяц опытный вариант испытали на полигоне – уже с обстрелом 75-мм снарядами немецкой противотанковой пушки PaK 40. И результаты превзошли ожидания! Бронебойный снаряд разрывался после встречи с 2-сантиметровым экраном, который взводил его, а до корпуса танка долетали лишь остаточные осколки. Снаряды меньших калибров, включая подкалиберные 50-мм, и вовсе «терялись»: встреча с экраном даже под небольшим углом приводила к потере кинетической энергии – снаряд попросту рикошетил.
Казалось бы, решение найдено – простое и быстрое. Но в этот период надорванная войной промышленность СССР испытывала дефицит броневой стали. Причем, не хватало не только 20-мм листов – брони было мало даже для корпусов «тридцатьчетверок»! По этой причине, от подобного экранирования отказались.
Но проблема, по-прежнему оставалась. И, несмотря на неудачи, поиск продолжался. Примерно в тот же период, когда Т-34 испытывали с дополнительным 2-сантиметровым бронированием, в НИИ-48 решили вернуться к идее бетонирования танков.
Бетонный Т-34
Казалось бы – решение странное, но оно работало, и было распространено практически у всех сторон конфликта. Американские ремонтники бетонировали лобовую деталь корпуса «Шерманов» ранних выпусков, а немцы укрепляли рубку САУ StuG III Ausf.G таким же образом.
Результаты исследований в СССР показали преимущества такой защиты. Небольшой слой железобетона (до 4 сантиметров) не только увеличивал толщину брони, но и мешал снаряду нормализоваться для пробития. Откалываясь, куски бетона мешали сердечнику снаряда стать в «правильную» траекторию. Иначе говоря, «бетонная броня» приводила к рикошетам тупоголовых бронебойных снарядов.
Еще одно хорошее решение, но и здесь не обошлось без минусов. Бетонирование корпуса танков могло производиться лишь вручную, а сушка нанесенного слоя требовала определенных условий и времени, которого не было. Все это перевесило преимущества этого способа дополнительной защиты, и его признали бесперспективным.
Но нет предела совершенству! Спустя время предложенный вариант усиления брони решили пересмотреть. По новому проекту, на корпус устанавливались специальные формы, в которые запрессовывали бетон. Это требовало меньших усилий, да и экономия времени явная – панели с бетоном можно было приготовить в тылу, и уже в полевых мастерских установить их на корпус Т-34.
Кроме того, в коробах на корпусе мог быть не только бетон. Та же группа исследователей предлагала «сезонную» броню изо льда. Да-да! Сотрудники НИИ-48 разработали схему установки на корпус танка деревянных коробов, которые наполняли гравием, опилками и песком. Все это обильно поливали водой до полного замерзания.
Тестовые обстрелы танков с «ледяной» броней в восемь сантиметров показали, что 75-мм бронебойный снаряд, выпущенный из PaK 40, не может пробить относительно тонкую бортовую броню даже с расстояния в 300 метров! Но и этот способ не привлек внимания высшего командования.
Решетчатая броня
Наименее экзотичными в вопросе улучшения защищенности Т-34 оказались сотрудники Института физической химии. Их проект предполагал, так называемые, экраны из стержней. Конструкция представляла собой решетки, сваренные из бетонной арматуры, состоявшей из обычной конструкционной стали. За простым и дешевым решением крылись очень тонкие расчеты!
Во-первых, квадраты решетки не превышали четырех сантиметров по диагонали – половина калибра 75-мм снаряда, от которого решетка призвана защищать танк. Во-вторых, решетки устанавливались на определенном удалении от корпуса машины (10-20 сантиметров).
Этим простым и недорогим решением удалось решить целый спектр задач. Так, ячейки решетки преждевременно взводили бронебойные снаряды – на безопасном расстоянии от корпуса танка. Так же они действовали на кумулятивную струю, которая исчерпывала себя еще до встречи с основной броней. И естественно, решетка «сбивала с курса» подкалиберные снаряды, которые теряли основную часть кинетической энергии.
Говоря о стоимости, то и здесь «решетка» была очень выгодной: для нее не требовалось дефицитной броневой стали, а ее создание и монтаж мог осуществляться не только на заводе, но и в полевых мастерских. При этом вес таких конструкций был значительно меньше, чем у сплошных броневых экранов, которые снижали динамику Т-34.
Государственная комиссия приняла новую идею и ей дали ход. Руководству КБ «Уралмаш» поручили создать стандартизированные схемы решетчатого экранирования массовых советских танков. Прежде всего – легких Т-70 и средних Т-34. Летом 1943 года на фронт отправились первые десять танков с решетчатыми экранами. И на этом все! Никаких данных о боевом применении экранированных Т-34 не осталось, а производство решеток ограничилось первой опытной партией.
Итоги
По неизвестным мне причинам, даже самые доступные и эффективные схемы улучшения защиты танков Т-34 так и не были реализованы. Что говорить, если легендарный Т-34-85 с новой башней и орудием шел на фронт с тем же бронированием корпуса, которое было «посильно» немцам еще в 1942 году! Лишь судьбоносная Курска битва, несмотря на нашу победу, заставила снова задуматься о защищенности основных танков Красной армии. Но это не отменяет факта – доступные способы модернизации часто игнорировались.
Спасибо за внимание! Ниже – ссылка на первую часть материала, и тексты, касающиеся самого известного танка Великой Отечественной войны – Т-34.