В ХХ веке люди узнавали о пиратах в основном из приключенческих романах Дефо, Стивенсона, Сабатини, Конан Дойля и ряда других писателей. По этим романам сложился определенный стереотип этого явления. И мы обычно представляли пирата в виде человека с саблей в руке и пистолетам за поясом.
Черная повязка на глазу, трубка в зубах, попугай на плече и звон золота в карманах. Ну, чисто Джон Сильвер из знаменитого романа Стивенсона «Остров сокровищ». Однако понятие пиратства гораздо сложнее.
Пираты были во все времена. Однако нам наиболее известны пираты так называемого «золотого века» Карибского моря. Рост пиратства на Карибах объяснялся тем, что в определенный период истории многие порты этого региона были забиты безработными моряками, которые никак не могли найти себе работу. Именно об этих людях и идет речь в большинстве авантюрных романов и кинофильмах. К пиратам «золотого века» со временем стали относиться даже с некоторой ностальгией. Но надо твердо усвоить, что для современников пираты были настоящей чумой. В действительности никакой романтики в этом нет - обычные жестокие преступники. Вспомним о делах современных пиратов в районе Сомали. Романтизированные представления о «золотом веке пиратства» появились гораздо позже. И в этом очень большая роль принадлежит этим самым приключенческим романам и фильмам, которые были по ним поставлены.
В последнее время брэнд пиратства успешно использует студия Диснея. Кроме фильмов появились целые серии мультфильмов, которые рассказывают о забавных приключениях благородных и не очень пиратов. Посмотрите, какой популярностью пользуется сегодня сериал «Пираты Карибского моря».
Не обошли вниманием популярную темы пиратства и почтовые администрации ряда стран Карибского моря и Тихого Океана. И это тоже понятно. Все же почтовые марки отражают историю своих стран. А из истории стран региона просто не возможно удалить период «золотого века» пиратства. Тем более, что европейские романисты сделали все, что бы максимально романтизировать эти пиратские похождения. Плюс еще и многочисленные легенды о пиратских сокровищах, которые ждут своих владельцев. А если учесть, что экономика Карибских стран в значительной части основывается на туризме, то такие истории и легенды значительно усиливают приток туристов. Многочисленные выпуски почтовых марок о пиратах предназначены еще и еще раз напомнить об этих событиях и персонажах.
Немного истории
Карибские острова – это первые кусочки суши за Атлантическим океаном, куда в 1492 году ступила нога Христофора Колумба. Карибское море долгое время было белым пятном на картах европейских мореплавателей. Конечно, до легендарного похода «в Индию» Христофора Колумба территория островов была частично освоена индейскими племенами, заселившими многие острова Карибского бассейна. Среди них были и караибы, чьим именем назвали потом вновь открытое море. История их жизни на островах насчитывала более тысячи лет и резко была обрублена, когда море нанесли на европейские карты. Сначала визиты чужаков на индейские острова были редки и носили скорее исследовательский характер, но очень скоро английские, португальские и испанские власти объявили здесь себя хозяевами. Острова были вскоре колонизированы, а местное население практически уничтожено.
Сейчас острова Карибского моря – тихое курортное местечко, сотрясаемое только ураганами и землетрясениями. Однако так было не всегда. В течение длительного времени, в регионе Карибского моря бушевали ожесточённые бои. Франция, Испания, Англия, Нидерланды и Дания, каждая страна старалась отхватить кусок Карибской земли. Рог изобилия для Англии, Франции и Испании, разбогатевших за счет Карибских островов. Эти острова - яблоко раздора великих морских держав.
Испанцы и португальцы нашли на новых землях доходный способ добычи золота. Они просто забирали накопленное народами Нового Света золото и отправляли его на родину. На протяжении почти двухсот лет флотилии груженых золотом галеонов ежегодно отходили от берегов Нового Света, держа курс на Пиренейский полуостров. Но океан часто вырывал из их рук награбленное золото и прятал в своих глубинах. Летом 1596 года неподалеку от Флориды погиб испанский галеон «Санта- Маргарита», унесший на дно золота и других драгоценностей на сумму около 8 миллионов долларов! В 1643 году жертвой свирепого урагана стали 16 галеонов «Золотого флота», направлявшиеся в Севилью.
Однако, кроме капризов погода, испанским галеонам угрожали и более серьезная опасность. Испанские владения в Новом свете начали серьезно оспаривать Франция и Британия. Борьба этих стран и привели к возникновению пиратства. Конец XVII века ознаменовался бурным ростом пиратства. Так называемый «золотой век пиратства» продолжался около тридцати лет с 1700 по 1730 год. Причем многие острова Карибского моря в значительной части контролировались пиратами.
Следует отметить, что в самом начале пиратство имело официальный характер и носило даже другое название – каперство. Во время военных столкновений колониальных держав одной из главных целей войны явилось уничтожение неприятельской торговли. Вот здесь то каперы оказались наиболее пригодным для того орудием. Капер (корсар) это вооруженное судно, которое с разрешения государства использовалось для захвата торговых кораблей неприятеля. Другими словами это пиратский корабль под государственным флагом.
Единственным связующим звеном между Испанией и Вест-Индией были ее морские коммуникации, по которым флоты перевозили купеческие товары и королевские доходы, оружие и солдат. Для того, что бы прервать эти коммуникации и использовались каперы. В открытом море закона не было, поэтому грабежам подвергались не только неприятельские, но и нейтральные корабли.
Знаменитые корсары
Фрэнсис Дрейк
Самым знаменитым английским карсаром стал известный мореплаватель Фрэнсис Дрейк. Морская карьера знаменитого Дрейка началась достаточно рано, уже в юности ему досталось небольшое торговое судно. Однако скромные торговые операции не приносили больших доходов. Услышав о приключениях флибустьерах, Френсис решил попробовать себя в этом опасном ремесле. Талантливый моряк он быстро собрал вокруг себя еще ряд кораблей и стал нападать на испанские корабли.
В 1572 году во время очередного рейса в испанские владения Дрейк перехватил на Панамском перешейке испанский «Серебряный караван». После этого крупного успеха он вернулся в Англию уже известным капитаном.
Ноябрьским днем 1577 года небольшая флотилия Дрейка по заданию королевы Елизаветы I отправилась в экспедицию к тихоокеанскому побережью Америки. После множества приключений и удачных набегов на испанцев в 1580 году корабли Френсиса Дрейка совершив кругосветное путешествие, вернулись в Англию с богатой добычей. Утверждают, что добыча Дрейка в этой экспедиции превышала 2-х летний бюджет английского королевства.
Сам Дрейк был встречен как национальный герой. Королева удостоила капитана рыцарским званием. Следует отметить, что наравне с сокровищами Дрейк привез и клубни картофеля, который вскоре получил распространение в Европе. В немецком городе Оффенбург изваянный в камне великий пират держит в руке цветок картофеля. Надпись на постаменте гласит: «Сэру Фрэнсису Дрейку, распространившему картофель в Европе».
Рыцарь Сэр Фрэнсис Дрейк
На протяжении десятков лет английские корсары грабили и топили испанские суда. Напряженные отношения между странами ухудшились еще и после того, как королева Англии Елизавета I поддержала восстание голландцев против Испании. В 1585 году Испания начинает формировать флотилию для нападения на Британию. Огромная группировка, состоящая из 130 военных судов, была названа «Непобедимой армадой» и вышла в поход в конце мая 1588 года. Однако столь устрашающее название не помогло испанцем. В серии боев и в заключительном Гравелинским сражении (август 1588) испанцы победу не одержали.
Зато в этом сражении отличился вице-адмирал английского флота, знаменитый корсар Фрэнсис Дрейк. В 1973 году английская почта выпустила почтовую марку в честь Френсиса Дрейка, знаменитого капитана и не менее знаменитого корсара (пирата). Еще раз английская почта отметила Дрейка в серии 2009 года, посвященного славному веку Тюдоров. своегоВ его честь выпущено много почтовых марок и в других странах. Открытия Френсиса Дрейка остались и на географических картах: пролив между Огненной Землей и Антарктидой носит с тех пор название - пролив Дрейка.
Жан Барт
Французы не меньше англичан чтят своего моряка и знаменитого корсара Жана Барта. Уже в конце XVII века французы считали его национальным героем. С 1670 по 1697 год Барт успешно сражался с врагами, за что заслужил прозвище «Гроза морей». Не будучи дворянином, Жан Барт сумел дослужиться до высокого флотского чина, что редко кому удавалось.
Жан Барт родился в городе Дюнкерке в семье потомственных корсаров. В юношеском возрасте Жан решил продолжить семейные традиции и устроился на корсарское судно. Он выделялся среди сверстников находчивостью и решительностью и быстро добился расположения командования и в 1674 году стал (в возрасте 23 года) капитаном небольшого корсарского корабля. В своем первом бою команда корабля под руководством молодого капитана взяла на абордаж голландский фрегат. Успех вселил уверенность команде, да и удача сопутствовала Барту. В течении 1674-77 годов удачливый корсар захватил почти 60 судов. Удачливого корсара приметил всесильный министр Жан-Батист Кольбер и представил его королю.
Всего, до заключения Нимвегенского мира (завершение Голландской войны) в 1678 году, Жан Барт, командуя небольшими судами и хорошо зная район боевых действий, захватил почти 80 судов.
После окончания Голландской войны капитан-лейтенант королевского флота Жан Барт оказался не у дел. Однако, учитывая опыт корсара его направили в Средиземное море для борьбы против североафриканских пиратов. В 1686 году он предпринял смелый набег на марокканский портовый город Сале — главное убежище мавританских корсаров в Северо-Западной Африке. Из этого рейда он привез 550 пленников и сына местного правителя. За этот подвиг его произвели в «капитаны фрегата» королевского флота.
В 1688 году началась война между Францией и коалицией европейских держав (Испания, Голландия, Швеция, Англия). Английский флот заблокировал Дюнкерк, родной город Жана Барта. И он вновь получил деньги и возможность действовать. Сформировав небольшую эскадру Жан Барт взял на абордаж английский караван купеческих судов, которые сопровождали два военных корабля. Это добавило славы знаменитому корсару. С тех пор англичане и голландцы старались избегать встречи с таким грозным соперником.
Действия Жана Барта сильно осложняли перемещение и снабжение английских войск. Барт так разозлил англичан, что на самом высоком уровне было решено разрушить родной город Барта - Дюнкерк - корсарское гнездо. Денег для этой цели они не жалели, выделив на вооружение флота огромную сумму.
В августе 1695 года на рейде Дюнкерка собралось около 120 кораблей противника и начали обстрел. Однако этот обстрел не привел к желаемому результату. Нужно было действовать решительнее, и английские фрегаты стали приближаться к городу. Однако ответный огонь городских батарей был более эффективным и, потеряв несколько кораблей, неприятель вынужден был отступить. Так планы англичан потерпели полное фиаско. Очередной подвиг знаменитого корсара по достоинству оценил король. Людовик XIV назначил герою пожизненную пенсию в размере 2 тысячи талеров в год.
Однако жизнь пенсионера ему была не по нраву. Так что вскоре Барт получил приказ снова идти в море. И вновь его походы были так успешны, что голландцы почти совсем перестали выходить из портов.
Карьера корсара Барта закончилась в 1697 году после подписания Рисвикского мира. Жан Барт оставил море и поселился в родном Дюнкерке. Удивительно, но человек с прозвищем «Гроза морей» на суше простудился и умер от воспаления легких в 1702 году. Это известие потрясло всех жителей Дюнкерка и самого короля. Людовик XIV, узнав о бедственном положении вдовы покойного, распорядился выплачивать ей ежегодный пенсион в 2 тысячи ливров.
Жители Дюнкерка в 1845 году отметили заслуги своего знатного земляка, установив ему памятник на площади, носящей его имя. Этот памятник можно видеть на почтовой марке Франции 1945 года. А в 1958 году почта Франции отметила и своего национального героя – великого корсара Жана Барта.
Уильям Кидд
Как уже отмечалось во второй половине XVII и начале XVIII века пиратство играло большую роль в борьбе Англии и Франции за Северную Америку и испанские колонии в Новом Свете. Во время войн многие моряки стремились стать каперами, то есть получить от властей патенты на ведение войны против кораблей, плававших под вражеским флагом. Не стал исключением и шотландец Уильям Кидд, который со временем превратился из корсара в одного из самых одиозных пиратов, хотя и имел каперскую лицензию. Следует отметить, что этой известностью он обязан не столько удачами на море, сколько своей судьбе.
В наши дни были найдены два патента, подписанные английским королем Вильгельмом III и скрепленные большой государственной печатью. Один из них уполномочивал «...нашего доверенного и любимого капитана Уильяма Кидда захватывать суда и имущество, принадлежащие французскому королю и его подданным». Другой патент разрешал этому же капитану захватывать пиратов и их корабли на всех морях. Значит, Кидд вовсе не был пиратом. Откуда же тогда возникла легенда о свирепом флибустьере и его зарытых сокровищах? И, наконец, почему 23 мая 1701 года по приговору суда был публично повешен моряк, которого еще недавно король именовал в своем патенте «любимым капитаном»?
Зачастую власть имущие с охотой вкладывали деньги в пиратские предприятия. Так получилось и в истории с У.Киддом. Для него покровители приобрели 34-пушечный корабль «Эдвенчур Гэлли (Adventure Galley)», выправили все необходимые лицензии и отправили в море. Люди не изменились с тех пор. Как это происходит и в настоящее время, имея влиятельных покровителей, можно делать иногда значительно больше, чем-то дозволяет закон. То есть Кидду прямо заявили, что покровители будут закрывать глаза даже на откровенное пиратство, если денежки будут идти в их карманы. А поход капитана Кидда финансировали очень значительные лица. Первым в списке организаторов стоял лорд Белломонт, член партии вигов и губернатор штатов Нью-Йорк, Массачусетс.
Капитан Кидд был честным моряком и не собирался причинять зло судам союзных Англии стран. Поэтому поход оказался так малоприбыльным, что в декабре 1697 года, спустя год после начала этого плавания, на корабле Кидда вспыхнул бунт. Экипаж требовал начать самый обычный грабеж первых попавшихся кораблей — английских, французских или голландских — все равно. Атмосфера на корабле накалилась, и при подавлении мятежа Кидд убивает одного из бунтовщиков. Однако был ясно, что следующим может быть сам капитан. Пришла пора делать выбор, и Кидд, изменив себе, стал на путь пиратства. Приняв роковое решение, Кидд больше не знал сомнений. Следует отметить, что жизнь настоящего пирата ему пришлась по вкусу. После первых же захватов капитан Кидд отдал своей команде причитающуюся ей часть добычи, и команда была готова идти за ним дальше. Но, скорее всего эта добыча уже шла мимо его высоких покровителей.
В январе 1698 года капитану Кидду попалась достаточно серьезная добыча – корабль «Кведаг Мерчэнт (Quedagh Merchant) под французским флагом с грузом огромной стоимости. Экипаж корабля не сопротивлялся и представил свои корабельные документы. Среди них, как потом утверждал Кидд, находились французские паспорта. Это означало, что часть груза или все судно целиком являлось французским и становилось законной добычей капера.
Однако на действия Кидда пожаловалась Ост-Индская компания, которая потребовала объявить его пиратом. Влияние этой компании, предоставлявшей крупные «займы» короне было так велико, что покровители Кидда ничего сделать не смогли, но, скорее всего не захотели. Ведь при аресте золота у Кидда не было, а именно это и вызвало раздражение его покровителей. Тем более, что уже складывались легенды о существовании сокровищ Кидда, закопанных где-то на Атлантическом побережье Соединенных Штатов.
В апреле 1700 года Кидд был арестован и отправлен в цепях в Англию. На суде возникли разговоры о покровителях Кидда, чем и воспользовалась оппозиция в политических целях. Самому Кидду пришлось давать показания в парламенте. Но все же политическое дело замяли. Однако повторный суд в мае 1701 года признал его в убийстве моряка при мятеже и пиратстве. Кидда повесили, а тело его в клетке вывесили над Темзой для предупреждения всем потенциальным пиратам.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Источник: liveinternet.ru