В результате обильных дождей, прошедших в пятницу, 30 июня, был размыт ряд автомобильных дорог Новгородской области. Версии о причинах разрушения начали выдвигать ещё до того, как проезд по дорогам был восстановлен. Кто-то обвинил бобров, кто-то — строителей М11, а кто-то — муниципалитеты. Дабы не отставать от мейнстрима, мы тоже решили присоединиться к бравому отряду, делающему дилетантские выводы.
Мне удалось внимательно изучить пять мест, в которых были размыты дороги. Все они межмуниципальные, и за их содержание отвечает областной «Новгородавтодор».
Главный вывод, который можно сделать сразу — нельзя все случаи подгонять под один сценарий. Каждое место уникально и отличается от остальных по структуре дорожного полотна, размеру водопропускного сооружения, рельефу местности, площади бассейна рек и многим другим параметрам.
Тем не менее, у всех случаев есть и общая черта — дороги практически не обслуживались. Многолетняя грязь и песок, которым посыпали дороги зимой, скапливались на обочинах. В итоге обочины стали выше уровня проезжей части и потеряли способность отводить воду в кювет. Скапливающаяся у кромки проезжей части вода направлялась по продольному уклону к самой низкой точке и там обильным потоком стекала с дороги, размывая земляное полотно. Этот эффект наложился на то, что традиционно именно в самых низких местах и устраиваются водопропускные сооружения.
Явление лучше всего иллюстрирует видео, записанное Артёмом Мироновым у деревни Погорелка Любытинского района.
Дорога Любытино — Неболчи, размыв на реке Болотиха у деревни Березняк-1
Дорога Любытино — Неболчи имеет асфальтовое покрытие. Воды реки Болотиха пропускались через две трубы диаметром 1.5 метра. Это одно из мест, где теоретически можно обвинить бобров, но доказательств нет. Если доказательства и существовали, то их все смыло так же, как и дорогу.
Помимо недостаточного обслуживания, причиной размыва в этом месте могла стать недостаточная пропускная способность труб. Но почему это произошло именно сейчас? Ведь десятки лет трубы справлялись с напором воды. Да и выпавшая за сутки полумесячная норма осадков не является чем то особенным, такое в нашем регионе происходит с завидной регулярностью.
Всё же, основной причиной мне видится погода. Но дело не столько в обильных осадках 30 июня, сколько в постоянных дождях в течение первой половины 2017 года. Заболоченные леса, в которых река Болотиха берёт начало, фактически превратились в мангровые заросли и практически полностью утратили способность удерживать воду. Если обычно после сильного дождя лес и болото удерживают воду, отдавая её относительно небольшим потоком в течение достаточно продолжительного времени, то 30 июня большая часть воды, выпавшая во время сильного дождя, сразу же направилась к водопропускным сооружениям.
Дорога Любытино — Большой Заборовье, размыв на реке Ключенка в районе деревни Витин Бор
Этот случай очень похож на предыдущий, за исключением того, что дорога грунтовая, а водопропускная труба была одна. Бассейн реки Ключенка граничит с бассейном Болотихи из предыдущего случая. Лес также заболочен, и часть его площади утратила способность демпфировать большие объемы воды.
Стоит обратить внимание на уклон и форму разрушения. Видно, что у кромки проезжей части размыв больше. А это значит, что даже у грунтовой дороги вода стекала под уклон, а не по поперечному профилю на обочины и в кювет.
Хорошо видно, что у Болотихи, Забитицы и Ключенки смежные бассейны. В районе двух рек были размыты дороги, а одна из рек серьезно подтопила посёлок Любытино.
Дорога Спасская Полисть — Любытино в районе деревни Погорелка
Этот случай кардинально отличается от предыдущих. Здесь дорога имеет серьезный продольный уклон, и обочины размывались стекающий под этот уклон водой. Тем не менее, здесь тоже есть водопропускная труба, не справившаяся с нагрузкой.
Причин размыва в этом месте несколько. Первая и основная, как я уже писал выше — заросшие обочины и кюветы, препятствующие отводу воды по поперечному профилю проезжей части. Вторая — отсутствие укрепленных водоотводов на уклоне. Третья — недостаточная водопропускная способность трубы. Её диаметр всего полметра, а пропускать она должна была всю воду, скопившуюся в кюветах на уклоне.
Более подробно этот участок можно рассмотреть на аэропанораме.
Дорога Любытино — Анциферово — Хвойная в районе деревни Новинка
Этот случай похож на предыдущий, только протяженность дороги под уклоном намного больше. Размыв дороги произошел в достаточно известном месте, здесь дорога резко поднимается на «Любытинскую гряду». Уклон настолько крутой, что в этом месте даже пустые самосвалы зимой не могут подняться в горку. Для того, чтобы избежать зимних проблем, участок обильно посыпают песком. Весной этот песок оказывается на обочинах, нарушая продольный профиль и препятствуя отводу воды в кювет.
Дорога проходит в глубокой выемке, заросшей лесом. Дренажные канавы тут также не обслуживались на протяжении многих лет и заросли кустами. С учетом отсутствия укрепленных водоотводов удивительно, что этот участок не размывало в предыдущие годы.
Когда врио губернатора Андрей Никитин заявлял о том, что дороги придется целиком перестраивать заново, он имел ввиду именно это место. И это действительно так, здесь требуется строительство специализированных конструкций для отвода воды при сильных и продолжительных уклонах. В том числе и в основании дороги.
Дорога Окуловка — Крестцы, размыв на реке Яймля у деревни Ручьи
Это самый сложный случай. Тут сложный рельеф, и река Яймля пересекает дорогу через водопропускную трубу большого диаметра. По какой-то причине уровень воды в реке резко вырос. Возможно, в том числе, и из-за того, что труба не справилась с потоком воды.
Так как русло реки на небольшом участке идёт вдоль дороги, вода просто стала перетекать через дорогу, как через плотину. Более конкретных идей по этому случаю у меня нет.
Версия властей
В целом, похожие выводы сделали представители департамента транспорта и дорожного хозяйства.
— Многие трубопереезды не соответствуют нормативам, полоса отвода засорена пиловочником. На протяжении нескольких лет кюветы не расчищаются и почти сравнялись с дорогой. Их нужно приводить в нормативное состояние согласно паспортам, — подчеркнул заместитель руководителя департамента Юрий Евдокимов.
Проблемы накапливалась годами. Тем не менее, даже сейчас «Новгородавтодор» смог заключить контракты на обслуживание дорог только в Любытинском, Маловишерском, Новгородском, Хвойнинском, Чудовском районах. По остальным районом аукционы были некоторое время приоставновлены из-за жалоб. По последней информации жалобы отозваны и аукционы возобновлены.
Версия про бобров
Бывший глава Любытинского района Тимофей Гусев на своей странице в социальной сети рассказал о том, какую опасность для дорожного хозяйства могут представлять бобры и их плотины. Из-за контекста многие издания решили, что таким образом бывший глава Любытинского района пытается переложить вину на животных.
В целом Тимофей Гусев прав. Бобры и их плотины действительно представляют опасность. Известны сотни случаев, когда бобровые плотины приводили к образованию огромных болот и размытию дорог. Тем не менее, доказательств вины бобров в случае наших размывов нет. Но точно известно, что сильный дождь 30 июня смыл не только дороги, но и большое количество бобровых плотин.
Версия про М11
Версию по влиянию строительства платной автомагистрали М11 озвучила новгородская общественница Анна Черепанова. Чтобы понять, что автомагистраль никак не повлияла на размывы дорог достаточно посмотреть на карту бассейнов рек приведших к размытию и прохождение платной автомагистрали.
Интерактивная карта: Автомагистраль М11 и примерные бассейны рек у которых произошел размыв дорог.
Можно конечно предположить, что новая дорога стала влиять на климат региона также, как влияют горы или моря. Но это в порядке бреда.
— Действительно, при строительстве М11 возросла нагрузка на региональную дорожную сеть, в связи с чем между Государственной компанией «Автодор», ПАО «Мостотрест» и правительством Новгородской области и было заключено соглашение о порядке использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Новгородской области, задействованных при строительстве скоростной автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург. Но нагрузка от транспорта передается на слои дорожной одежды (асфальт и подстилающие слои из щебня и песка), соответственно рост нагрузки на дороги ведет к ускорению износа и, как следствие, к дефектам на дорожном покрытии. Но это все проявляется именно на асфальтовом покрытии дороги и мало зависит от атмосферных осадков. Учитывая, что строители следят за состоянием проезжей части дорог, которые используются для доставки материалов на М11 и достаточно оперативно выполняют ремонтные работы на дорогах в зоне своей ответственности, заявления о том, что размывы связаны со строительством М11 безосновательны, — прокомментировали ситуацию в пресс-службе ГК «Автодор».
— Дорога имеет продольный и поперечный уклоны. При выпадении осадков, вода с проезжей части должна стекать за счет поперечного уклона к обочине и по обочине стекать в кювет. Этот сток распределяется по всей длине дороги и ни к каким разрушениям не приводит.
По факту, из-за того, что за десятилетия эксплуатации дорог обочины не чистились, наоборот на них сметался мусор, а зимой сгребался снег, уровень обочины поднимается и на многих участках уже превышает проезжую часть. Постепенно обочины «подрастают» в высоту и зарастают травой и кустарником.
При незначительных осадках это никак не проявляется, небольшое количество воды стекает к обочине, там застаивается и постепенно высыхает. Но в случае обильного дождя, вода накапливается у кромки проезжей части, а поскольку на обочину она уйти не может, вода течет вдоль проезжей части в соответствии с продольным уклоном дороги. Попутно понемногу подмывая край проезжей части. Достигнув нижней точки по продольному уклону, вода начинает накапливаться там, лужа растет и прорывается через заросшую обочину в кювет. Таким образом весь дождевой сток с большого участка дороги сосредотачивается в одном месте, что и приводит к размыву земполотна. Поскольку продольный уклон дороги приближен к рельефу местности, такие размывы начинаются в низинах, как раз над расположенными там водопропускными трубами, — описал ситуацию начальник отдела Санкт-Петербургского территориального управления ГК «Автодор» Олег Цепух.
Этап 1: обочины выше асфальта. В случае обильного дождя, вода накапливается на краю проезжей части, а поскольку на обочину она уйти не может, вода течет вдоль проезжей части в соответствии с продольным уклоном дороги.Этап 2: достигнув нижней точки по продольному уклону, вода начинает накапливаться там, лужа растет и прорывается через заросшую обочину в кюветЭтап 3: весь дождевой сток с большого участка дороги сосредотачивается в одном месте, что и приводит к размыву земполотна.Этап 1: обочины выше асфальта. В случае обильного дождя, вода накапливается на краю проезжей части, а поскольку на обочину она уйти не может, вода течет вдоль проезжей части в соответствии с продольным уклоном дороги.Этап 2: достигнув нижней точки по продольному уклону, вода начинает накапливаться там, лужа растет и прорывается через заросшую обочину в кюветЭтап 3: весь дождевой сток с большого участка дороги сосредотачивается в одном месте, что и приводит к размыву земполотна.Этап 1: обочины выше асфальта. В случае обильного дождя, вода накапливается на краю проезжей части, а поскольку на обочину она уйти не может, вода течет вдоль проезжей части в соответствии с продольным уклоном дороги.Этап 2: достигнув нижней точки по продольному уклону, вода начинает накапливаться там, лужа растет и прорывается через заросшую обочину в кюветЭтап 3: весь дождевой сток с большого участка дороги сосредотачивается в одном месте, что и приводит к размыву земполотна.
Поскольку регулярной очисткой обслуживанием водопропускных труб никто не занимается, трубы заиливаются. Просадки отдельных секций труб также ведут к снижению их пропускной способности. Мне попалась даже труба, перекрытая бобровой плотиной.
При резком выпадении значительных осадков, вода скапливается на прилегающей к дороге территории и по низинам и канавам начинает стекать вниз по рельефу в сторону ближайших водоемов. Вода упирается в полотно дороги, а расположенная здесь водопропускная труба со своим назначением не справляется, да еще с проезжей части именно здесь прорывается сосредоточенный поток, размывающей земполотно. Процесс разрушения хаотично нарастает. Уровень воды на прилегающей территории растет и вода начинает перехлестываться через проезжую часть, а поскольку земполотно уже серьезно повреждено, начинаются разрушения на всю ширину дороги. Таким образом основная причина размывов Новгородских дорог — это неудовлетворительное состояние системы водоотведения (труб, кюветов) и обочин на них.
Поэтому никакого влияния строительства М11 тут нет, — рассказал начальник отдела Санкт-Петербургского территориального управления ГК «Автодор» Олег Цепух.