«Прежде чем приступить к работе, я стараюсь забыть, что я музыкант»
Глюк Кристоф Виллибальд – именитый композитор, творивший в Австрии родился ровно 304 года назад - 2 июля 1714 года . Предлагаем вспомнить 5 интересных фактов из биографии одного из крупнейших реформаторов музыкальных спектаклей.
Факт 1. Из детства.
Ранняя биография Глюка плохо известна, хотя многие ученые активно исследуют его детство и подростковые годы. Кристоф появился на свет в семье лесника. С детства мальчика увлекала музыка, но отец не разделял этой страсти и не допускал мысли, что его первенец станет музыкантом. Тем не менее подросток Глюк завершил обучение в иезуитской академии и ... ушел из дома. К семнадцати годам он добрался до Праги и смог поступить в университет, на факультет философии.
Чтобы подработать, был певчим в церкви, играл на скрипке в составе передвижных музыкальных групп. И даже находил время на уроки музыки, которые ему давал композитор Б. Черногорский.
Факт 2. Италия и немец, который изменил её музыку
В 1735 году Глюк становится домашним музыкантом во дворце князей Лобковиц в Вене. Первое пребывание Глюка в Вене оказалось непродолжительным: на одном из вечеров в салоне князей Лобковиц с молодым музыкантом познакомился итальянский аристократ и меценат А.М. Мельци. Очарованный искусством Глюка, он пригласил его в свою домашнюю капеллу в Милане. Во второй половине 1730-х годов Глюк приехал в Италию. Под его влиянием итальянской оперы Кристоф начал писать собственные сочинения. В данный период он создает ряд опер («Деметрий», «Пор» и другие), которые, несмотря на подражательность - уж очень они были похожи на произведения других итальянских композиторов (особенно его друга Джованни Баттиста Саммартини), приносят ему известность. Миланский театр стремится открыть свой зимний сезон его оперой. Глюк сочиняет музыку на либретто Метастазио «Демофонт». Эта опера имела в Милане столь большой успех, что вскоре была поставлена также в Реджио и Болонье. Затем одна за другой в городах северной Италии ставятся новые оперы Глюка: «Тигран» — в Кремоне, «Софонисба» и «Ипполит» — в Милане, «Гипермнестра» — в Венеции, «Пор» — в Турине. До 1751 года он так и гастролировал с итальянской группой, пока не получил приглашение вернуться в Вену. Которым он, конечно, воспользовался. Правда вначале Глюк уехал на гастроли в Лондон. За неимением времени композитор подготовил «пастиччо», то есть скомпоновал оперу из ранее сочиненной музыки. Состоявшаяся в 1746 году в Англии премьера двух таких его опер — «Падение гигантов» и «Артамен» — прошла без особого успеха. Кстати, с Англией и его именем связана одна забавная байка:
Глюк мечтал дебютировать со своей оперой в английской Королевской академии музыки, которая ранее называлась Большим оперным театром. Композитор послал в дирекцию театра партитуру оперы "Ифигения в Авлиде". Директор откровенно испугался этого необычного - ни на что не похожего - произведения и решил подстраховаться, написав Глюку следующий ответ: "Если господин Глюк обязуется представить не менее шести столь же великолепных опер, я буду первым способствовать представлению "Ифигении". Без этого - нет, ибо эта опера превосходит и уничтожает все, что существовало ранее".
Гастроли прошли, а Кристофа ждали в Вене. Обставленная с пышным великолепием премьера «Узнанной Семирамиды» весной того же года в Австрии принесла композитору подлинно большой успех, ставший началом его триумфов при венском дворе. В итоге после ряда успешных опер он принял предложение князя Саксен –Хильдбургхаузенского стать капельмейстером его оркестра. Каждую неделю этот оркестр давал концерт, на котором исполнялись самые разнообразные произведения.
Кристоф, как руководитель, еще иногда становился за дирижерский пульт, пел, играл на разных инструментах. А вскоре композитор стал руководить придворной оперой.
Факт 3. Жена Глюка
15 сентября 1750 года он вступил в брак с Марианной Пергин — дочерью богатого венского купца. Глюк впервые познакомился со своей будущей спутницей жизни ещё в 1748 году, когда работал в Вене над «Узнанной Семирамидой». Несмотря на значительную разницу в возрасте, между 34-летним Глюком и 16-летней девушкой возникло искреннее глубокое чувство. Унаследованное Марианной от отца солидное состояние сделало Глюка материально независимым и позволило ему в дальнейшем всецело посвятить себя творчеству. Окончательно обосновавшись в Вене, он покидает её лишь для присутствия на многочисленных премьерах своих опер в других Городах Европы. Во всех поездках композитора неизменно сопровождает супруга, окружавшая его вниманием и заботой.
Факт 4. Глюк - реформатор.
Глюк всегда имел реформаторский подход к сочинению опер. Он «вырвал» оперу из-под власти придворной эстетики. Он придал ей величие идей, психологическую правдивость, глубину и силу страстей.
Около 1761 началось сотрудничество Глюка с поэтом Р. Кальцабиджи и хореографом Г. Анджолини (1731-1803). В своей первой совместной работе, балете «Дон Жуан», им удалось достичь удивительного художественного единства всех компонентов спектакля. Год спустя появилась опера «Орфей и Эвридика» (либретто Кальцабиджи, танцы в постановке Анджолини) — первая и лучшая из так называемых реформаторских опер Глюка. В 1764 Глюк сочинил французскую комическую оперу «Непредвиденная встреча, или Пилигримы из Мекки», а год спустя — еще два балета. В 1767 успех «Орфея» был закреплен оперой «Альцеста» также на либретто Кальцабиджи, но с танцами в постановке другого выдающегося хореографа — Ж.-Ж. Новерра (1727-1810). Третья реформаторская опера «Парис и Елена» (1770) имела более скромный успех. В начале 1770-х годов Глюк решил применить свои новаторские идеи к французской опере. В 1774 в Париже были поставлены «Ифигения в Авлиде» и «Орфей» — французская редакция «Орфея и Эвридики». Оба произведения удостоились восторженного приема. Череду парижских успехов Глюка продолжили французская редакция «Альцесты» (1776) и «Армида» (1777) - тоже отчаянные новаторские произведения.
Новые выразительные приёмы композитора действительно разрушали условную типизированную «красивость» старого стиля, но зато максимально расширяли драматические возможности музыки.
Именно у Глюка в вокальных партиях появились речевые, декламационные интонации, противоречившие «сладостной» плавной мелодичности старой оперы, но правдиво отражающие жизнь сценического образа. Навсегда исчезли из его опер замкнутые статичные номера стиля «концерта в костюмах», разделенные сухими речитативами. Их место заняла новая композиция крупного плана, построенная по сценам, способствующая сквозному музыкальному развитию и подчёркивающая музыкально-драматические кульминации. Оркестровая партия, обречённая в итальянской опере на жалкую роль, стала участвовать в развитии образа, и в глюковских оркестровых партитурах раскрылись неведомые дотоле драматические возможности инструментальных звучаний.
«Музыка, сама музыка, перешла в действие...» — писал о глюковской опере Гретри.
Факт 5. Произведение на похоронах и становление Сальери
В 1787 году, незадолго до смерти, Глюк передал свое последнее сочинение, ораторию De profundis, Антонио Сальери. Под его руководством оно было впервые исполнено на похоронах Глюка. Эта история, предвосхитившая создание моцартовского Реквиема, увенчала процесс духовного усыновления Сальери, начавшийся три года назад в Париже. С тех пор Сальери прошел путь от лучшего ученика Флориана Гасмана (который двадцатью годами ранее привез его в Вену) до посвященного преемника самого Глюка.