Стоимость крупных компаний определяют с помощью специальных показателей. Стоимость акций, EBITDA, стоимость капитала, коэффициент дисконта и т.д. Это безумно скучно и обычно приводит в восторг только финансистов. Для собственников малого и среднего бизнеса это почти бесполезные значения. Хайповость тренда, желания продавца и покупателя, отсутствие зависимости от собственника - основные факторы , влияющие на стоимость такого бизнеса.
Как повысить стоимость своей компании: практический опыт.
- Наличие прозрачной отчетности за 1-3 года, которую возможно проверить. Это не означает, что вся отчетность должна быть «белой». Прежде всего важна управленческая отчетность с показателями, которые можно проверить. Уровень открытости компании и собственника напрямую влияет на стоимость компании.
- Положительная динамика последних лет. Обычно смотрят на выручку и прибыль. Продавать компанию надо перед пиковыми показателями в отчетности. В этом случае получите самую высокую цену. Многие продают бизнес, когда он вышел на плато или имеет отрицательную динамику - самая распространенная ошибка продавцов.
- Наличие команды, которая сможет управлять бизнесом без собственника. Бизнес должен быть передаваемым! Особенно тяжело это дается в микро-бизнесе.
- Наличие рынка, который позволит компании вырасти в разы. Бизнес оценивается дорого, тогда, когда у него есть огромный потенциал. И рынок позволит этот потенциал реализовать. Этот пункт самый сложный для управления, но если Вы стоите перед выбором ниши, выбирайте рынки с большим потенциалом. Объем рынка должен быть огромным. Это автоматически расширяет воронку потенциальных покупателей, тех кто больше Вас.
- Ваш бизнес может быть продан. С момента основания компании вы должны думать об этом. Это удивительный факт. Он не явный, но если Вы его осознаете, тогда регулярно будете задавать себе вопросы: могу ли я продать свой бизнес сегодня, за какую стоимость, кто может купить мой бизнес, как мои управленческие решения (в дальнейшем и показатели) могут повлиять на стоимость компании.
Успешно продать бизнес - это стратегический процесс, готовится к которому надо задолго до того, как Вы решите продавать бизнес.