Юбилей владыки Тихона (Шевкунова) — не только личная дата в жизни этого архипастыря, но и серьезная веха в новейшей церковной истории
Автор:
Тюренков Михаил
Архипастырь Русской Церкви и... председатель колхоза. Автор главного православного бестселлера, вышедшего миллионными тиражами на разных языках мира, и... любимый ректор, выпустивший из стен созданной им семинарии множество священнослужителей. Церковный «министр культуры» и... прораб. В последнем нет ни тени иронии: именно так владыка Тихон не раз называл себя сам. Со столь присущим ему улыбчивым прищуром, который, однако, не означал несерьезности сказанного.
Наверное, каждый служитель Церкви в юности мечтает о том, что весь его путь будет состоять из духовной брани и духовных же побед, мало задумываясь о том, что любой настоятель, наместник и даже архиерей — это самый настоящий прораб. Человек, которому суждено не только предстоять в храме за богослужениями перед Престолом Божиим, но и зачастую возрождать, созидать эти самые храмы и монастыри. Нередко своими собственными руками. В строительных перчатках и без.
Нет, конечно, не каждый священнослужитель вместе с благодатью рукоположения обретает дар «крепкого хозяйственника», но в некоторых этот дар возникает совершенно неожиданно. Так это и случилось с Георгием Шевкуновым, молодым московским интеллектуалом (каковых тогда было немало среди любителей «толстых книжек»), выпускником ВГИКа, крестившимся лишь в 24-летнем возрасте, а уже в свой 33-й день рождения ставшим монахом, тем самым всецело посвятив себя Церкви Христовой. Причем, принимая это решение, определив дальнейший путь не только 33-летнего молодого человека, но и того, кем владыка Тихон, избери он другую дорогу, мог стать десятилетия спустя.
От студенца-вгиковца к послушнику Церкви Христовой
Если когда-нибудь в популярной «молодогвардейской» серии ЖЗЛ будет поставлена задача издать томик о владыке Тихоне, автору придется изрядно потрудиться. И даже не потому, что сам владыка — человек скрытный. Напротив, и в личных беседах, и в упомянутом бестселлере «Несвятые святые» он нередко обращается к воспоминаниям. Сложнее в них не запутаться, как это, к примеру, сделали либеральные журналисты, снявшие «разоблачительный» фильм «Духовник», где вольно и невольно переврали практически всё, что смогли. Вплоть до, казалось бы, самых элементарных википедийных сведений.
Не будем повторять многократно сказанное, но основные вехи этого пути пройти стоит. Хотя бы даже для наглядной иллюстрации того, как юноша из нецерковной семьи в годы, когда за веру уже не расстреливали, но вполне можно было вылететь из комсомола, а при должном рвении оказаться в местах разной степени отдаленности от родительского дома, стал… Сначала послушником Псково-Печерской обители. Затем — сотрудником Издательского совета Московского Патриархата. Потом — монахом московского Донского монастыря, воссоздателем и многолетним наместником монастыря Сретенского (и ректором Сретенской семинарии). И, наконец, вновь оказавшись в родных ему Печорах, и тоже в качестве послушника, только это церковное послушание стало иным. Позавчерашний Георгий Шевкунов вошел в эти стены как их священноархимандрит — Митрополит всей Псковской земли.
Однако вернемся в 1980-е, годы духовного рождения будущего владыки Тихона.
Вот как описывает сам момент этого рождения автор «Несвятых святых»:
Я крестился сразу после окончания института, в 1982 году. К тому времени мне исполнилось двадцать четыре года. Крещен ли я был в детстве, никто не знал. В те годы подобное случалось нередко: бабушки и тетушки часто крестили ребенка втайне от неверующих родителей. В таких случаях, совершая таинство, священник произносит: "Аще не крещен, крещается", то есть "если не крещен, крестится раб Божий такой-то". К вере я, как и многие мои друзья, пришел в институте. Во ВГИКе было немало прекрасных преподавателей. Они давали нам серьезное гуманитарное образование, заставляли задумываться над главными вопросами жизни».
Впереди годы становления нового христианина. А пока, в день Святого Крещения, как рассказывал будущий архипастырь, его крестная, простая русская женщина, уборщица московского храма Святителя Николы в Кузнецах, попросив молитв новокрещенного, посоветовала рабу Божию Георгию:
Помолись, пожалуйста, обо мне. У тебя, пока не растеряешь, будет очень действенная молитва... Если сможешь, поезжай обязательно в Псково-Печерский монастырь. Там есть старец Иоанн по фамилии Крестьянкин. Тебе бы хорошо с ним встретиться. Он все объяснит, ответит на твои вопросы».
Отец Иоанн (Крестьянкин). Имя этого человека известно практически каждому верующему. Отца Иоанна, еще при жизни совершавшего подлинные чудеса, нередко именовали и именуют «старцем». Хотя сам он смиренно отвечал своим восторженным почитателям: «Какие старцы?! Мы в лучшем случае опытные старички». Таким старичком он при первой встрече и показался юному Георгию Шевкунову, принявшему совет крестной и вскоре после крестин отправившемуся в Печоры.
Я впервые увидел архимандрита Иоанна (Крестьянкина) в 1982 году, когда приехал в Псково–Печерский монастырь. Тогда, кажется, он не произвел на меня особого впечатления: такой очень добрый старичок, весьма крепкий (в ту пору ему было только семьдесят два года), вечно куда–то спешащий, даже суетливый, неизменно окруженный толпой паломников. Другие насельники монастыря выглядели гораздо строже, аскетичнее и даже солиднее. Пока со временем до нас не стало доходить, что отец Иоанн на самом деле — один из очень немногих людей на земле, для которых раздвигаются границы пространства и времени, и Господь дает им видеть прошлое и будущее, как настоящее...»
Сложно сказать, видел ли старец Иоанн будущее юного послушника, но то, что во многом предопределил его — несомненно. После нескольких лет послушаний в Псковских Печорах будущий владыка возвращается в родную Москву, где оказывается в послушании у главы Издательского совета Московского Патриархата, митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева), одного из самых влиятельных архипастырей Русской Церкви, взявшего духовное (и не только) попечение о многих православных молодых людях. Из числа рядовых сотрудников Издательского совета последних советских десятилетий вышло немало известных клириков. И одним из них стал владыка Тихон, который в октябре 2015-го, в день своего епископского рукоположения, особо вспомнит и митрополита Питирима.
Я хотел бы вспомнить и поблагодарить митрополита Питирима (Нечаева), под руководством которого Господь судил мне продолжать церковное послушание. Он открыл для меня совершенно новую московскую церковную жизнь, где в храмах и в казенных кабинетах синодальных учреждений мне посчастливилось встретить удивительных самоотверженных и скромных тружеников Церкви, которые в самые сложные богоборческие десятилетия нашей истории жертвенно служили делу сохранения в народе слова Божиего».
«В годину тяжкую Богом избранный»
Слова, вынесенные в подзаголовок, посвящены еще одному человеку, сыгравшему в жизни владыки Тихона (Шевкунова) особую роль. Это — первая строка тропаря (молитвенного славословия) Святителю Тихону, Патриарху Московскому, ставшему Предстоятелем в кровавые дни большевистского переворота и сделавшему все, чтобы в этих страшных условиях сберечь Русскую Церковь, но вместе с тем избежать компромиссов с богоборцами. В честь именно этого святого в стенах московского Донского монастыря 2 июля 1991 года получил монашеское имя вчерашний раб Божий Георгий.
Не пройдет и года, как в феврале 1992-го молодой иеромонах Тихон (Шевкунов) примет участие в обретении мощей Святителя. Будущий владыка не раз с искренним воодушевлением рассказывал (в том числе и автору этих строк), какие чувства испытал, когда неожиданно взял за руку святого, чье имя получил при монашеском постриге. Не знаю, корректно ли такое сравнение, но можно предположить, что именно тогда 33-летний батюшка получил благословение своего Небесного покровителя на святительское служение.
Следующая станция — «Лубянка»
«Еще в девяностые он получит прозвище "лубянский батюшка" — за духовное окормление чекистов».
Пожалуй, именно в этих словах либеральных журналистов квинтэссенция отношения ненавистников Русской Церкви к владыке Тихону, который в 1993 году получил новое послушание — назначение настоятелем Московского подворья Псково-Печерского монастыря, основанного в стенах бывшей Сретенской обители, что на Большой Лубянке (в дальнейшем подворье станет полноценным монастырем, возрожденным практически из небытия). Впрочем, сам он нисколько не чуждался этого прозвища. Да, батюшка. Да, с Лубянки. И таки да, духовно окормлял чекистов. Не знаю, многие ли офицеры Федеральной службы безопасности воцерковились благодаря «лубянскому батюшке», но даже единичные факты не могут не радовать и не обнадеживать.
К слову, именно тогда будущему владыке впервые пришлось столкнуться с серьезным внутрицерковным противостоянием. В святых стенах древнего Сретенского монастыря к тому времени уже обосновалась община небезызвестного священника Георгия Кочеткова, небесталанного проповедника, отличающегося радикальным модернизмом. «Православные либералы», несмотря на указания священноначалия (и непосредственное благословение архимандрита Иоанна (Крестьянкина), чтобы отец Тихон возродил монашескую жизнь в монастырских стенах), долго не желали покидать Сретенскую обитель.
Этот конфликт затянулся и мог закончиться серьезным информационным ударом по Церкви, но Святейший Патриарх Алексий II мудро разрубил «гордиев узел», запретив в служении неугомонного отца Георгия. С тех пор либералы восприняли будущего владыку Тихона личным врагом и вплоть до сегодняшнего дня на информационном поле делают все, чтобы досадить ему и любым его начинаниям. Впрочем, как говорится в восточной мудрости, которую очень любит наш сегодняшний Предстоятель, Святейший Патриарх Кирилл: камни кидают только в то дерево, которое приносит плоды.
А плоды в деятельности владыки Тихона налицо, даже для людей, мало знакомых с новейшей церковной историей. И возрожденная Сретенская обитель со своим рязанским скитом — колхозом-миллионером «Воскресение», — а также основанная Сретенская духовная семинария, одно из лучших учебных заведений Русской Церкви, — лишь самые заметные звенья в цепи этих дел, одним из важнейших среди которых стало непосредственное участие будущего владыки в процессе воссоединения Московского Патриархата с Русской Зарубежной Церковью. Деле, которое в 2007 году поставило точку в многолетнем разделении русских православных людей на «белых» и «красных».
Псков. Конечная?
Сегодня очень многие (в основном, нецерковные) «диванные аналитики» пытаются рассуждать: что же стоит за возвращением владыки Тихона в Псковскую землю? Что это: «ссылка» или, напротив, «трамплин» для дальнейшей церковной карьеры? Точнее всего на подобные вопросы ответил сам владыка: это исполнение его многолетних молитв. Ведь, несмотря на то, что стены Сретенской обители стали для него более чем просто родными, духовная родина митрополита Тихона именно здесь, в Псково-Печерском монастыре. Ну и, конечно, это — очередное церковное послушание, каковых у владыки за три с половиной десятилетия его жизни в Церкви было (и, уверен, еще будет) очень много.
Автору этих строк неоднократно посчастливилось общаться с владыкой, но спустя уже пару лет после его архиерейского рукоположения как-то по привычке обратился, как к священнику: «Отец Тихон». И сразу смутился. На что владыка улыбнулся и сказал: «Да я и сам так больше привык». И действительно, очень многие до сих пор обращаются к владыке именно так. Некоторые же шутливо добавляют: «Отец Владыка». Наверное, именно в этом весь митрополит Тихон.
Завершить же хочется словами древнерусского поздравления, которые веками адресовали архипастырям в дни их личных торжеств:
«Много лет ти, святыи владыко!