Автор: Иван Томов
1 июля в Брянске на площади перед городским цирком прошёл митинг против пенсионной реформы. Таких масштабных акций наш город не видел уже давно: выразить своё несогласие с планами правительства повысить пенсионный возраст пришло более 500 человек. Для тихого и провинциального Брянска это очень много.
Возможно, митинг получился бы масштабнее, но городские власти разрешили начать его лишь в 8:30 утра, видимо надеясь, что ранним воскресным утром люди предпочтут остаться в постелях. Не сработало. За последние 10 лет это была, пожалуй, самая крупная акция протеста. Собраться людям не помешал даже неблагоприятный прогноз погоды – обещали дождь. И он действительно начался, но люди продолжали стоять, слушая ораторов, укрывшись под зонтами. Выступающих тоже было много. Показательно, что говорили не только организаторы митинга, т.е. представители КПРФ, слова просили и рядовые участники, которые выходили к микрофону прямо из массы собравшихся. Говорили, кстати, не только о пенсионной реформе, но и повышении цен на бензин и НДФЛ, о пакете Яровой, о здравоохранении. Нет смысла передавать содержание речей – люди говорили о том и так, о чём и как говорят все простые граждане нашей страны. Общий смысл выступлений можно свести к следующему: за наш счёт, а не за счёт богачей, наживающихся на нас, власти хотят решить свои проблемы; мы будем работать больше и дольше, а потом будем умирать, «благородно» освобождая государство от необходимости платить нам пенсии; терпеть больше нельзя. Никто из выступавших на митинге не усомнился в том, что у нас есть ещё шанс сорвать планы правительства, но только при условии, что мы не будем молчать и надеяться на чудо. Лишь организованный протест, масштабный настолько, чтобы мог испугать власть, способен переломить ситуацию. С этого дня Брянск присоединяется в всероссийской кампании против повышения пенсионного возраста. Будем надеяться, что это только начало пробуждения города от спячки, ведь одной пенсионной реформой дело не ограничится. Лучше не будет, будет только хуже.
Корреспондент нашего сайта побеседовал с некоторыми участниками и организаторами митинга, чтобы узнать их мнение об акции протеста и о проталкиваемой правительством реформе. Мнения были разные, что не удивительно: очень разные люди собрались на площади. Попался даже один сторонник повышения пенсионного возраста, который пришёл полюбоваться на «совков», как он сам выразился.
Начнём с мнений рядовых участников митинга.
Елена, медсестра
– Хорошо, что на митинг пришло так много людей. Не знаю как в сравнении с другими городами, но для Брянска это много. Но выйти один раз – это мало. Нужно выходить и выходить, пока до власти не дойдёт, что мы против повышения пенсионного возраста. Это какой-то беспредел. Мало того, что пенсии нищенские, так теперь и дожить до пенсии будет трудно. Я голосовала за Путина, я голосовала за «Единую Россию». Нас обманули. Я такое не выбирала.
Михаил, менеджер по продажам
– Я поддерживаю решение правительства и не понимаю, против чего тут протестовать. Всё равно на пенсию никто не выходит по срокам. Все сидят на своих местах, не выгонишь. Я по специальности не смог устроиться, поскольку всё занято пенсионерами. Чего ж вы недовольны? Привыкли получать и пенсию, и зарплату в один карман. Я вот получаю только зарплату, а с моих налогов им ещё и пенсию платят. Наш народ привык к подачкам, к тому, что кто-то им что-то «должен». Не хотите работать до 65 лет – заработайте столько, чтобы не работать. Не можете, тогда пашите.
Василий Николаевич, военный пенсионер
– Мало людей. Должно быть больше. Сколько живёт в Брянске? Наверное, больше 400 тысяч и тут должно было стоять не меньше ста тысяч. А на деле, что-то около пятисот человек. Может быть, чуть больше. Очень плохо, что митинг мало рекламировали. Я оказался тут случайно, просто проходил мимо, ничего не знал. Я сам уже на пенсии, но у меня есть сын и внуки, их это касается непосредственно. Власть поступило подло, поэтому хватит молчать. Надоело. Но нужно больше оповещать о таких акциях.
Светлана, домохозяйка
– Повышение пенсионного возраста – это наглость. Я бы выразилась крепче, но вы всё равно не напечатаете. Какое может быть повышение? Я вот, например, не могу найти работу уже полгода. Мой муж сейчас, слава богу, работает, но где-то год тоже был безработным. Жили только за счёт случайных заработков. Зарплаты низкие, на старость не накопишь, зарплата у людей часто «серая», отчисления никакие. Нам говорят о европейском опыте. Вот будут нам платить, как в Европе, тогда пусть и пенсионный возраст повышают. Поэтому митинг этот правильный. И людей пришло много. Это понятно – людей за живое задело.
Игорь, рабочий
– Хорошо, что такой митинг организовали. Конечно, хотелось бы, чтобы людей было побольше. Но и это уже хорошо, я не помню, чтобы когда-то столько было. Я и сам раньше на митинги не ходил. Мне самому-то до пенсии далеко ещё. Теперь стало ещё дальше. Но я пришёл, и другие должны. Но, честно говоря, не думаю, что получится помешать провести эту реформу. Власть на нас плюёт и плевать будет. Это такая большая волна должна подняться, чтобы они испугались. Как в 17-ом, например. Тогда – да, можно чего-то добиться. Но кто такую волну поднимет? Лидера нет, чтобы объединить народ против этой власти.
Среди участников митинга своими плакатами выделялись члены Всероссийского женского движения «Надежда России», представителю которого наш корреспондент задал несколько вопросов.
Дина Кожевникова, ПАРНАС и «Надежда России»
В.: Женщинам пенсионный возраст повышают сразу на 8 лет. Как вы думаете, почему именно женщинам так не повезло?
О.: Скажем сначала, что женщины не только работают, они ещё заботятся о семье и доме, а им повышают пенсионный возраст на целых 8 лет. Это сознательное разрушение семьи. Те, кто повышают пенсионный возраст, не хотят, чтобы с детьми сидели бабушки, а чтобы с ними были сиделки и няни.
В.: Средняя продолжительность жизни мужчины в России – 67 лет. Если пенсионной возраст всё-таки поднимут, им предстоит выходить на пенсию в 65. Как вы думаете, для чего это делается?
О.: Чтобы им вообще не платить пенсий. Мужики просто вымрут, они не будут доживать до пенсии. Пока ты работаешь, пока ты платишь налоги государству, ты нужен. А после уже нет. Заплати налоги и спи спокойно в могилке.
Одно из самых коротких, но самых ярких вступлений на митинге принадлежало музыканту Анатолию. Ему наш корреспондент тоже задал два вопроса.
В.: Своё выступление Вы начали с упоминания пакета Яровой, который начал своё действие сегодня. Не думаете ли Вы, что принятие этого закона и проект пенсионной реформы – звенья одной цепи?
О.: Вполне возможно. Интернет помогает людям организовываться, обмениваться мнениями и информацией. Ограничения в интернете – это ограничение свободы. Может быть, это была некая подготовка, чтобы помешать людям организовывать протесты через интернет.
В.: Вы также сказали, что сорвать реформы можно, только если на улицы выйдет критическая масса. Критическая масса – это сколько?
О.: 70% населения. Если 70% выйдут, власти некуда будет деваться и им придётся всё отменить. Поэтому нужно выходить на улицы, нужно организовываться, нужно протестовать.
Несистемную левую оппозицию на митинге представлял Дмитрий Лысов, активист «Рабочей платформы», который тоже поделился своим мнением.
– Нам несколько непривычно в Брянске видеть такие толпы людей, такие массы, которые обычно не политизированы. Особенно необычна такая акция на фоне последних 6 лет. Понятно, что реформа вызвала широкий резонанс. Жаль, что немного молодёжи: процентов 10 из числа присутствующих. Хорошо, конечно, что молодые люди нашли возможность выйти в такую рань в воскресенье, но плохо, что многие из них спустя 10-15 минут уходят. Ясно, что дедушки из КПРФ, которые говорят заезженными шаблонными фразами, отталкивают их от политической борьбы. Объяснение у КПРФ на все случаи всегда одно – олигархи, антинародный режим, либеральная политика и т.д. Конкретного, чёткого, по полочкам объяснения причин реформ нет. ФНПР вот тоже начала протестную деятельность, но учитывая её тёплые отношения с «Единой Россией», надеяться на то, что у них что-то получится, не приходится. Возможно, они и сгонят людей на улицы, но это никак не поможет реальной протестной борьбе, всё сведётся к показухе. Наоборот, участвовавшие в таких акциях лишь утвердятся в мысли, что изменить ничего нельзя. Поэтому нужно развивать свою собственную кампанию, в которой заодно будет меньше политизации. Думаю, что половина собравшихся здесь людей не верят никаким партиям, им надоели все эти флаги. Надо людей, которые разочаровались в системных партиях привлекать для участия в реальном протестном движении. Не важно, кто это будет. Пусть даже навальнисты. Сейчас нужно заниматься общим делом.
После завершения митинга удалось пообщаться с его организаторами – руководителями КПРФ и ЛКСМ Брянщины.
Константин Павлов, руководитель комсомола области
Не исключено, что пенсионная реформа – это только пробный камень, который откроет череду антисоциальных реформ. Власть периодически испытывает нас на прочность: то закон о монетизации льгот, то оптимизация и перевод на платную основу учреждений здравоохранения и образования, то продажа земель. Теперь вот повышение пенсионного возраста. Молодёжь понимает, какая ситуация складывается в стране. Если судить по прошлым выборам, то пенсионеры даже больше одурманены были. Сейчас эти события раскрывают глаза. Обещают подачку в 1000 рублей, но люди предпенсионного возраста понимают, что это последний шаг, та грань, которую власть готова уже перейти.
Степан Николаевич Понасов, первый секретарь БРО КПРФ
В.: Степан Николаевич, как вы думаете, почему именно сейчас решили провести пенсионную реформу?
О.: Я думаю, причина ясна. Молодёжь отвлечена тем, что проходит Чемпионат мира по футболу. К тому же, в летнее время большая часть населения занимается своими хозяйственными, я имею в виду, дачными делами. Поэтому их тоже трудно вытащить оттуда. Плюс – президентские выборы прошли и теперь можно начинать поход на права трудящихся. Вот они и начали. Как обычно, до выборов – обещания, после выборов – в большинстве случаев обещания забываются.
В.: Администрация президента, прежде всего, его пресс-секретарь постоянно подчёркивают, что Путин не участвует в разработке пенсионной реформы. Как вы считаете, не является ли это частью «отходного пути», если власть столкнётся с серьёзными протестами? Например, Путин отменит эту реформу, а заодно сыграет роль «доброго царя».
О.: Это и то, что вы сказали, но самое главное – это то, что в 2005 году Путин обещал, что не будет повышения возраста выхода на пенсию. И, конечно, можно создать имидж президенту, если он скажет «нет» и предложит отодвинуть этот проект на несколько лет. И опять он будет «хороший», хотя всем ясно, что без его участия не обошлось и всё это прошло с его подачи.
Такие точки зрения высказывали участники и организаторы митинга, который, надеемся, будет не последним. Борьба только начинается. Когда-то давно американский революционер Томас Пейн замечательно сказал: «Когда народ боится правительства – это тирания. Когда правительство боится народа – это свобода». Нужно, чтобы боялись.
Больше актуальной информации на официальном сайте партии РОТ ФРОНТ