По идее, у любой крепости должны быть стены, башни и прочие мощные постройки. По крайней мере, именно это мы и надеялись здесь увидеть. Но, глядя из города с горы Митридат на мыс, где расположено само укрепление, вы вообще ничего такого и не заметите, а на подъезде к крепости и вовсе начнете сомневаться.
Однако, керченская крепость очень мощное сооружение, просто она настоящая загадочная невидимка.
И всю ее красоту, силу и впечатляющие масштабы можно разглядеть, посетив ее с полноценной экскурсией или хотя бы пару-тройку часов неспешно пройтись по территории.
Крепость расположена на масе Ак-Бурун, ее возвели во второй половине XIX века для защиты и обороны южных рубежей России.
В месте основания крепости Керченский пролив был самый узкий и вполне логично, что ее основали именно тут.
Давайте перенесемся в далекий 1771 год. Именно тогда на выступе мыса, который потом был назван Павловским, была расположена первая батарея.
Она обустраивалась и переоборудовалась, а в период Крымской войны батарея состояла из двадцати пушек.
В 1885 году из-за невозможности противостоять противнику - англо-французским и турецким войскам, укрепление было сдано, силы оказались слишком неравными, с суши оборону держать было просто не реально. Перед отступлением, оказавшись под угрозой захвата крепости, орудия заклепали, припасы уничтожили.
Так, на освободившейся территории Павловской батареи и прилегающей к ней местности до лета 1856 года был разбит укреплённый лагерь французских войск.
В 1856 году в Париже был заключен мирный договор, по условиям которого Чёрное море объявлялось нейтральным, а России было запрещено иметь здесь флот и военные порты. Территория Керченского пролива под эти запреты не попадала и было принято решение об их укреплении. Начались работы по укреплению уже в конце лета того же года.
Строительство было начато в том же году. К концу года вчерне были отсыпаны береговые батареи, возведены две казармы и пороховой погреб, в проливе от оконечности косы Тузла в направлении Павловского мыса также было начато строительство.
На месте работами руководил полковник Антон Антонович, опытный военный инженер. В октябре 1859 г. директором инженерного департамента военного министерства был назначен Эдуард Иванович Тотлебен, пользовавшийся в вопросе укрепления Керчи полной поддержкой царя и использовавший здесь свой богатый опыт осады и обороны крепостей, в первую очередь — опыт обороны Севастополя.
В 1860 году начались земляные работы на Ак-Бурунском мысе, протяженность каменной преграды в проливе превысила 3 км. В 1861 году император Александр II в первый раз побывал в крепости. Осмотрев строительство, он повелел: «В честь трудов, понесённых солдатами: наименовать люнеты, левый Минского, а правый Виленского полка. А главный форт отныне именовать форт Тотлебен». После осмотра работ Государь поздравил полковника Ната с производством в генерал-майоры.
Достаточно быстро отсыпали береговые батареи, построили казармы и пороховой погреб, начали строительство в проливе от оконечности косы Тузла в направлении Павловского мыса.
На месте работами руководил полковник Антон Антонович, опытный военный инженер. В октябре 1859 года директором инженерного департамента военного министерства был назначен Эдуард Иванович Тотлебен, пользовавшийся в вопросе укрепления Керчи полной поддержкой царя и использовавший здесь свой богатый опыт осады и обороны крепостей, в первую очередь — опыт обороны Севастополя. В 1860 году начались земляные работы на Ак-Бурунском мысе, протяженность каменной преграды в проливе превысила 3 км. В 1861 году император Александр II в первый раз побывал в крепости. Осмотрев строительство, он повелел: «В честь трудов, понесённых солдатами: наименовать люнеты, левый Минского, а правый Виленского полка. А главный форт отныне именовать форт Тотлебен». После осмотра работ Государь поздравил полковника Ната с производством в генерал-майоры.
Статус крепости возведенные керченские укрепления получили в 1867 году. Строительство крепости обошлось Российскому государству более чем в 12 млн рублей. Главное укрепление крепости, расположенное в самой высокой точке, получило название "Форт Тотлебен".
В советские годы на территории крепости располагались военные склады с имуществом и боеприпасами Черноморского флота. Здесь же располагался дисциплинарный батальон.
После распада СССР число воинских частей было сокращено, а в 2003 году территория крепости была передана Керченскому государственному историко-культурному заповеднику.
Но рядом до сих пор стоит воинская часть. Так что, будьте аккуратны в самостоятельных поисках троп и маршрутов.
Очень странно, что об этом месте до сих пор знает мало людей. Территория огромная, интересная, события этих мест прочно и ярко вписаны в историю, но радует, что место становится посещаемым и им интересуются.
Сегодня в крепости проводят не только экскурсии, но фестивали и концерты.
Посетите это место при случае подходящем.
И помните, что за час вы тут ничего не увидите, заложите времени на прогулку побольше.
Обязательно поднимитесь на самую высокую точку и полюбуйтесь открывающимися видами!
Думаю, что Крымский мост отсюда виден лучше всего во всей красе.
Мы гуляли часа три или четыре.
Рекомендую взять экскурсию, потому как многие места вы просто сами не найдете.
Стоит, кстати, не так уж и дорого - мы заплатили 600 рублей за 2 взрослых и ребенка. Зато услышали и увидели очень много.
Другие репортажи из автопробега #TRКрым2018:
Моя Керчь: потрясающая встреча с многовековой историей
Любовь с первого взгляда: удивительная Керчь
Я была в Керчи
Место удивительной силы: пещерный город Мангуп-Кале
По карадагским бухтам
Гостиница «Славия» - уютный и очень домашний Коктебель
"Еда" в Коктебеле: отзыв о сетевой столовой
До свидания, голубые вершины!
Любимая Клемуха
Славная коктебельская "Славия"
Коктебель, уже скучаю!
Крымское и очень ностальгическое
«Лето» круглый год в Коктебеле
Судакская крепость
Царский райский Новый Свет
Аэропорт Симферополь: новая «Крымская волна»
Симеизская Дива
Гостевой дом "Инжир": беззаботный отдых и домашний уют на Фиоленте
Майский закат на Фиоленте
Чалтырь: в гостях у донских армян
Азовский музей-заповедник: сокровищница Дона
Все дороги ведут в Крым
Мой Ростов-на-Дону
Удивительное и красивое рядом: Азов