Найти в Дзене

Багровые реки: французы в Алжире (1)

Колонизация Алжира Францией, начавшаяся в 1830 году, была проклятием. Проклятием для всех. Для населения Алжира. Для ныне живущих французов.

Французы обычно, если и говорят об Алжире, то больше о его войне за независимость. Говорят и пишут они об этом много (то в поисках оправдания, то наоборот изобличая весь ужас произошедшего), но делают это зачастую в полном отрыве от предшествующего столетия, в которое Алжир был её провинцией. А ведь это был истинный ад, который историческая и генетическая память Алжира не забудет никогда. А независимость, вырванная ценой свыше миллиона человеческих жизней – навсегда останется незаживающей раной.

"Франция во время войны за независимость сделала в Алжире то, чего не позволила себе сделать в Индокитае", как выразился в 1971 генерал Парис де Боллардьер. Войскам дали зелёный свет на все, который, впрочем, не переставал гореть на всём протяжении колонизации Алжира. Тот жаждущий крови и насилия зверь, вырывающийся периодически на протяжении всей истории Франции на свободу (одна Великая Французская революция чего стоит), вонзил свои зубы и когти в трепещущую плоть Алжира и не отпускал на протяжении долгих 132 лет.

С 1830 по 1872 была вырезана треть населения Алжира. Истребление обуславливалось простой мыслью создания баланса между численностью оккупируемых и оккупантов. Замена отсталых местных аборигенов просвещёнными французами во благо Алжира. Веет чем-то очень хорошо нам знакомым, не правда ли? Но обо всем по порядку.

В начале войны за оккупацию случился страшный эпизод, который на деле был всего лишь одним из многочисленных штрихов кровавой бойни, развязанной завоевателями, для которых алжирцы были не более, чем скот. Эту точку зрения, к слову, разделяли среди прочих Виктор Гюго и Ги де Мопассан.

Полковник Пелессир
Полковник Пелессир

С целью подавить восстание племени Улед Рихан и его союзников, французы отправили несколько гарнизонов с разных точек, окружая восставших со всех сторон, сея смерть и разрушения, убивая по пути детей, стариков, насилуя и убивая женщин, сжигая целые деревни вместе с их обитателями. Части побеждённого племени вместе с женщинами и детьми укрылись в неприступных пещерах Дахра. В общей сложности порядка тысячи человек. Сначала устанавливая диалог и обсуждая условия сдачи, французы кончили следующим. Полковник Пелиссир, командующий операцией, отдал распоряжение собрать у входов в пещеры все, что хорошо горит, и поджечь. Барабанные перепонки французских солдат разрывались от тысячи душераздирающих воплей людей, умирающих в пещерах. Этот ад продолжался два дня. Тысяча мужчин, детей и женщин погибли задохнувшись или сгорев заживо. Французам, вошедшим в пещеры спустя два дня, представилась страшная картина...матери, застывшие в смертельной агонии, прижимавшие своих детей к груди, в предсмертной попытке их спасти, обугленные тела влюблённых, прижимавшихся друг к другу. Трупы младенцев среди ящиков с провизией. Неоформленные массы человеческой плоти, представляющие собой страшное кровавое месиво. Целое племя было уничтожено с 19 по 20 июня 1845 года.

-3

Это бы не первый случай. Прецедент был создан генералом Кавеньяком 11 июня 1844 года, точно также убившим отряд племени Сбеха. Жертв тогда было значительно меньше. После этого генерал Бужо, генерал-губернатор Алжира, отдал своего рода распоряжение, названное впоследствии "доктриной Бужо": преследовать так всегда сторонников Эмира Абделькадера*: "Если эти негодяи укроются в своих пещерах, подражайте Кавеньяку с Сбехами! Выкуривайте их беспощадно, как лис."

Генерал Бужо/Генерал Кавеньяк
Генерал Бужо/Генерал Кавеньяк

Алжирцы не остались в долгу. 22 сентября 1845 года, колонна из 450 человек кровавого майора Монтаньяка**, попала в засаду трехтысячного отряда Эмира Абделькадера. Из 450 человек чудом выжило только 13 и Монтаньяка среди них не было... и к величайшей трагедии для Алжира французы ответили ещё более страшными зверствами.

Эмир Абделькадер (Abdelkader ibn Muhieddine)
Эмир Абделькадер (Abdelkader ibn Muhieddine)

**Фигура майора Монтаньяка достойна особого представления. Он был автором одних из самых страшных зверств начала войны за оккупацию Алжира. Его письма во Францию документируют философию французских войск в Алжире.

Люсьен де Монтаньяк
Люсьен де Монтаньяк

В письме своему другу он писал: «Вот, мой добрый друг, как следует бороться с арабами: убивать мужчин в возрасте до 15 лет, а женщин и детей погружать на корабли и отправлять на Маркизовы острова. Одним словом, положить конец всему, что не ползает у наших ног, как собаки»***. «По-моему, все население, которое не принимает наши условия, должно быть схвачено, разграблено, независимо от возраста и пола. Трава не должна расти там, куда ступила французская армия». О судьбе алжирских женщин он писал так: «Одних мы берём в заложницы, других меняем на лошадей, других продаем на аукционах, как скот». Описывая одну из своих побед он пишет: «Нам удалось насчитать убитыми тысячу триста женщин и детей, за исключением раненых, которых не было по той причине, что мы раненых не оставляли».

Продолжение следует...

_____________________________________
*
Эмир Абделькадер (Abdelkader ibn Muhieddine) религиозный и духовный лидер Алжира, возглавивший сопротивление французскому колониальному вторжению.

***Lettres d'un soldat, neuf ans de campagne en Afrique, Plon, Paris, 1885, lettre à un ami, 15 mars 1843, p. 299

Не забывайте ставить "лайк", если вам понравился материал, и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.

С уважением,
Ваш Автор