Найти тему
Курган и курганцы

Говорухин, которого мы потеряли

Станислав Сергеевич приезжал в Кургане по предвыборным делам вместе с генералом Валентином Варенниковым

Станислава Сергеевича Говорухина уже нет. Кто-то строил совместные с ним планы на съемки нового фильма, ждал встречи с ним, чтобы взять интервью или просто увидеть его на очередной пресс-конференции. Увы, сегодня это уже неосуществимо. А я вспоминаю, как в 1995 году встречался со Станиславом Сергеевичем в Кургане, куда он приезжал по предвыборным делам вместе с генералом Валентином Варенниковым.

Сначала тянулась долгая встреча с избирателями, затем — запись на телевидении. Когда подошла моя очередь взять у знаменитого кинорежиссера интервью для радио, я сомневался, что Станислав Сергеевич согласится на разговор. Мне казалось, он устал, его лицо выражало недовольство. И вообще его предыдущее интервью на ТВ больше походило на политические тезисы. К тому же ему не задали ни одного вопроса о работе в кино. Интересно ли будет ему беседовать с очередным «скучным» журналистом? Говорухин согласился, но предупредил: его и Варенникова должны пригласить на обед. Он-то может потерпеть, а вот Варенников со своим суровым возрастом терпеть не может. «Голод, знаете, не тетка», — улыбнулся Говорухин.

-2

Мы начинаем беседовать. Я вижу жесткость взгляда Станислава Сергеевича и, честно говоря, теряюсь перед первым вопросом. И все-таки произношу:

— В октябре 1993 года вы вышли из состава Союза кинематографистов России. Что этому предшествовало?

— (Держит паузу). Об этом можно говорить долго. Но если коротко, недовольство тем, как мы работаем в кино и, главное, как мы живем. Вы видели мой фильм «Россия, которую мы потеряли»?

Я теряюсь в поиске ответа. Но отвечаю так:

— Надеюсь его увидеть сегодня на показе.

Станислав Сергеевич коротко говорит:

— Тогда поймете.

Потом разговор перешел в спокойное русло. Меня интересовал Владимир Высоцкий, который снимался в его фильме «Вертикаль». Интересовал еще потому, что не раз я встречался с мамой Владимира Семеновича — Ниной Максимовной. Она тепло отзывалась о режиссере, считала, что именно «Вертикаль» помогла ее сыну понять, что такое настоящее кино.

Говорухин так отозвался о Высоцком:

— Вы говорите, что «Вертикаль» стала толчком в творчестве Высоцкого. Думаю, это так. Но скажу больше. После «Вертикали» вышла первая пластинка его песен. А ведь до этого были только магнитофонные ленты. А для меня этот фильм важен тем, что в нем была удивительная музыка Софьи Губайдулиной. Она первой поняла, что видит удивительного автора песен и, как она сказала, «замечательного мелодиста».

— А «Место встречи изменить нельзя»… Это же продолжение успеха!

— Знаете ли, успех повторить невозможно… Но я уже тогда чувствовал, что с Высоцким будет много счастливых моментов в моей жизни. Хотя, понимаете… С талантливым человеком всегда работается непросто. Ссорились, когда мне не нравилось что-то в его игре. Но другого Жеглова я не видел — только Высоцкий.

— А где вы с ним познакомились?

— В общежитии ВГИКа. Я услышал, как он поет. Поэтому позвал его в свой фильм «Вертикаль». Тогда он служил на Таганке, выступал с концертами. Он стал настолько популярным, что трудно выразить его славу. Вот таким «созревшим» он пришел ко мне. А что говорить о самом фильме «Место встречи изменить нельзя»! В нем много огрехов, я их хорошо вижу. Но надо сказать, что фильм был малобюджетным. Порой экономил на артистах, приглашал в фильм своих друзей и даже их детей. Конечно, не на главные роли. К примеру, в той части фильма, когда в ресторане брали Фокса, молодого офицера играл сын Вадима Туманова, замечательного моего друга и друга Высоцкого.

А вообще я обожаю фильмы без стрельбы и погони. А такой фильм снять трудно и очень трудно.

— А как случилось, что вы одним из первых оказались на квартире Высоцкого в тот самый трагический час, когда его не стало?

— Не помню, кто мне позвонил, кажется, Вадим Туманов. Я примчался. И многое передумал в те минуты. Наверное, были слезы. Понимал, что больше никогда не сниму его в своих фильмах. Владимир был большим артистом. И великим поэтом.

— Но ведь в то время в Высоцком не признавали дар поэта!

— Где сейчас эти непризнававшие! Их имена забыты. А у Высоцкого вышло столько книг!

Как прав был в 1995 году Станислав Сергеевич, говоря о литературном будущем Владимира Высоцкого! Он помог Высоцкому показать свой артистический дар в своих фильмах. И как радовался тому, когда в 1982 году вышла в свет посмертная книга стихов Владимира Высоцкого «Нерв» с предисловием Роберта Рождественского!

…Вечером, спустя час после встречи с Говорухиным, я увидел его фильм «Россия, которую мы потеряли». Тогда я многое понял, почему кинорежиссер советовал мне посмотреть его. Говорухин с твердым убеждением говорил о жизни и о том, как надо жить дальше. Но тогда, на показе фильма «Россия, которую мы потеряли», я не мог догадываться о том пути, который пройдет Говорухин-политик.

Он верил, сомневался, отчаянно боролся за правоту и справедливость, уйдя от идей левопатриотической оппозиции в ряды «Единой России», и возглавлял предвыборный штаб на президентских выборах Владимира Путина. Он, снявший на Одесской киностудии много интересных фильмов, глубоко переживал разрыв отношений с Украиной и, горячо сожалея об этом, говорил, что «на отрезок моей оставшейся жизни я прекрасно понимаю, что уже не поеду ни в Киев, ни в Харьков…»

Станислава Сергеевича Говорухина будут всегда помнить как человека, который советовал нам, как надо и как не надо жить. И кто лучше его сегодня расскажет об этом нам?