(2018, США)
Чудовищно опущенный IMDb-рейтинг этой картины явно указывает на зрительский заговор с целью похоронить её в прокате. Потому что уже с первых сцен и аккордов главной музыкальной темы, в которой безошибочно угадывается великая "En Aranjuez Con Tu Amor", становится ясно - кино определенно выше среднего уровня. Ну а когда герой Траволты, тот самый знаменитый нью-йоркский гангстер Джон Готти, наконец-то перешел от вступительных слов к чисто-конкретным делам, лично я прищелкнул пальцами и резюмировал: " Ну вот же она! По-настоящему крутая и масштабная гангстерская драма, которую мы ждем от Голливуда уже целую прорву лет, со времён, наверное, "Отступников" Скорцезе!". И всё в ней на своих местах: насилие, размах, динамика, черная ирония, харизматичнейший главный герой в исполнении культового актера, шикарная музыка... Ну прямо-таки рука сама тянется к бутылке коньяка, чтобы отметить столь знаменательное событие!
Правда, потом, когда сюжет разогнался и вошел в относительно ровный скоростной режим, моя первоначальная эйфория улетучилась. Как ни крути, но заплывать за буйки с надписью "Снято на основе реальных событий" режиссер Кевин Коннолли не имел права. Тем более, при живых детях покойного дона Готти, даром что они уже не связаны с мафией (по крайней мере так, как их отец). Ну а жизнь - такая штука, в которой концентрация головокружительных событий всегда на порядок меньше, чем в художественном кино, снятом по напрочь вымышленному сценарию. Вот и в жизни Готти, при всей её мрачной известности, было не так уж много моментов, достойных голливудской экранизации. Тем не менее их всё же набралось на почти двухчасовое кино. Единственный серьезный недостаток которого - все его сюжетные повороты были в том или ином виде обыграны в других известных гангстерских лентах, от "Крестного отца" до тех же "Отступников". Но это ни хорошо и ни плохо. Да, мощной интриги от "Кодекса Готти" ждать не приходится - что поделаешь, если большинство мафиозных разборок имеют схожие мотивы и тактику? Зато все те разборки, которые здесь есть, не высосаны из пальца, а происходили в действительности, что уже делает их любопытными.
Еще один нюанс: чем ближе к финалу, тем более заметными выглядят симпатии авторов фильма к главному герою и его сыну, который в молодости тоже был завязан в теневых делишках отца. Хотя ничего странного в этих неприкрытых попытках отбелить репутацию уголовника, осужденного на пять (!) пожизненных сроков, тоже нет. Надо лишь посмотреть на фамилии творцов "Кодекса Готти", и всё встает на свои места. Когда такое количество итальянцев снимает фильм о знаменитом итальянце, даром что о боссе Коза Ностры, было бы глупо ожидать от них абсолютной непредвзятости. Вдобавок, если вспомнить, с какой любовью рисовал у себя грабителей, убийц и наркоторговцев тот же Мартин Скорцезе, у которого даже откровенных садистов (коронное амплуа Джо Пеши) было порой жаль едва ли не до слез... Что ж, таковы они, итальянские традиции, что и в этом фильме в конце концов вылезли наружу.
***
В общем, я, в отличие от режиссера Коннелли, буду более справедлив в своих оценках: картина не идеал и по-настоящему зверских криминальных бесчинств в духе лент Мартина Скорцезе в ней нет. И по духу и по стилю исполнения "Кодекс Готти", скорее, напоминает легендарный сериал "Клан Сопрано", что, согласитесь, тоже хорошее сравнение. Здесь также в грамотных пропорциях брошены в общий котел драма, жестокость, политика, ирония и непременные для итальянцев, семейные ценности. А замешивает всё это перед вами на экране, да еще под великолепную музыку, сам Джон Траволта, который после целой череды скучных ролей наконец-то сыграл что-то шедевральное. Поэтому не пропустите - сомневаюсь, что в 2018-м году на грядке классического гангстерского кино вырастет более вкусный и симпатичный на вид овощ.