Выгравированная на древнем иврите, монета была найдена на раскопках города Давида. Похоже, она была потеряна повстанцем, скрывающимся от Тита в канализации.
Монета была отчеканена в 69 году, когда проходило еврейское восстание против Рима. В это году повстанцы были в отчаянии.
Монета лежала в канализационной системе, проходящей под древним Иерусалимом, под главной дорогой древнего города.
Бронзовые монеты времён восстания находили в 2014 году в деревне недалеко от Иерусалима. Также их обнаруживали в пещере под Храмовой горой в 2018 году. Они были выпущены во второй и четвёртый годы злополучного мятежа.
Как и другие монеты, отчеканенные в 69 году, найденная сейчас - содержит слова "Для искупления Сиона" и изображение чаши.
На другой стороне написано "Год четвёртый". Это отсылает к последнему году восстания против римлян, когда повстанцев возглавил Саймон Бар Джора. Ранее евреев возглавлял Иоанн Гискальский.
Монета могла быть потеряна. Возможно, она упала через трещины мощёной дороги в дренажную систему. Или же деньги могли выпасть из кармана еврейского повстанца, скрывающегося в водостоках под Иерусалимом.
Евреи прятались в канализации. Доказательством попытки повстанцев скрываться там являются нетронутые масляные лампы, которые нашли археологи в самой канализации.
Эти предметы точно не могли бы упасть туда. Они бы разбились, потому что они были керамическими. Археологи обнаружили их целыми, поэтому сделали вывод, что их поставили туда намеренно.
Там же археологи нашли и римский меч. Кроме того, есть явные места, где каменные ступеньки, ведущие на улицу, были вырваны солдатами.
Короче говоря, евреи, ищущие убежища от гнева и наказания Рима, пытались жить в канализации. Монета ярко свидетельствует о безвыходном положении повстанцев в четвёртый и последний год: они потеряли надежду.
Прятаться на виду
"Великое восстание" против Рима вспыхнуло в 66 году на фоне растущей религиозной напряжённости и негодования против налога, который римляне взимали с подданных народов.
На более ранних стадиях еврейские повстанцы добились замечательных успехов в борьбе с могучим покровителем: они победили римских солдат в знаменитой битве при Бейт-Хороне.
Потери взбесили императора Нерона, который поручил своему генералу Веспасиану раз и навсегда сокрушить Иудею. Веспасиану помогал его сын Тит.
Большинство монет, относящихся к эпохе Великого Восстания, были отчеканены в течение второго года. Это было время надежд для евреев, хотя в 67 году Веспасиан вторгся в Галилею, и евреи побежали на юг в сторону Иерусалима, который находился в руках повстанцев.
По сравнению с предыдущими годами, с четвёртого года восстания было найдено всего несколько монет. Это может свидетельствовать о том, что мятежники испытывали эмоциональное напряжение. Об этом говорит и переход от "Свободы Сиона" к "Искуплению Сиона".
Свобода - это непосредственная вещь, в то время как искупление - это процесс. Это подтверждает, что повстанцы понимали - конец близок. Понимая, что они не смогут избавить Сион от римского угнетателя, они начали надеяться на будущее искупление.
Ещё одна особенность монет повстанцев - надписи на них сделаны на палео-иврите, а не иврите, основой которого является ассирийская письменность и которых сформировался 2400 лет назад.
По мнению археологов, повстанцы использовали палео-иврит, чтобы показать своё наследие и традиции.
Действительно, четвёртый год восстания против римлян был последним. В 70 году римские войска соберут всю свою мощь, чтобы сломить повстанцев, разрушив Иерусалим и уничтожив, но сначала разграбив, второй храм.
Император Нерон приказал начать войну против назойливых евреев, но он не закончил её. В 69 году после последовательных потрясений в Риме генерал Веспасиан стал императором, оставив своего сына Тита завоёвывать Иерусалим, что он и сделал в следующем году.
Расхищение храма - одно из бедствий Еврейской истории, отмеченное в день поста 17-го Тамуза, который оплакивает крушение стен Иерусалима силами Титуса. В этом году эта дата пришлась на субботу, 30 июня.
Иудеи не занимали центральное место в судьбе Римской империи, но в Риме победа над ними вызвала непропорциональные последствия: император вместо одной Триумфальной арки воздвиг целых две.
На обеих изображено падение храма и его разграбление, в том числе римляне изобразили большую менору, которая и по сей день наносится на израильские деньги.
По материалам haaretz.com