Найти в Дзене
телега времени

Как в царскую конюшню заехал стальной конь.

В конце XIX века, когда в императорских резиденциях появлялись лифты, паровое отопление, электрический свет и телефоны, все еще невозможно было представить проезд императора перед войсками иначе как на лошади. Отправляясь с визитом за границу, русские монархи брали с собой личных верховых лошадей и кареты для императриц. А Европа уже усаживалась на автомобили. В Россию это чудо техники в 1891 году привёз Василий Навроцкий, житель Одессы. Это бала французская машинка марки "Панар-Левассор". До Петербурге автомода добралась в 1895 году, а до Москвы и того позже, в 1899. В 1889 году в нашей стране появился и собственный автомобиль конструкции Фрезе-Яковлева(подробнее о нём здесь)

В 1890-х годах автомобилями в основном щеголяли сыновья крупных предпринимателей, развивая на самоходных каретах невиданную скорость 20–30 км в час. Высшие чины империи предпочитало пользоваться привычными выездами, которые были обеспечены всей необходимой инфраструктурой, а аппараты с бензиновыми двигателями воспринимали как дурной тон.

Но начинался век ХХ. Согласно данным таможенного ведомства, за 1901 год в Россию было ввезено 40 автомобилей и семь мотоциклов.

Последний министр императорского двора Владимир Фредерикс , отвечавший за обеспечение семьи Николая II транспортом, с интересом наблюдал за автоновинками. В конце 1890-х годов он покупает легкий паровой экипаж французской фирмы Serpollet и решает продемонстрировать свои навыки придворным.

Фото. Источник интернет. Свободный доступ.
Фото. Источник интернет. Свободный доступ.

Владимир Фредерикс.

Правда, случился конфуз: паровик министра заглох прямо посредине дороги и загородил проезд императорскому кортежу. Свите царя пришлось выходить и толкать машину на обочину.

Но Фредерикс не сдался — через пару дней после ремонта Serpollet он предложил императору проехаться на его автомобиле. Царь согласился, но прогулка не состоялась: "...не успели мы отъехать, как наш автомобиль сломался. Пришлось послать за лошадьми, чтобы оттащить машину в гараж". После этого граф отказался от намерения катать царя.

Автомобили взамен лошадей появились в царской конюшне благодаря князю Владимиру Николаевичу Орлову, который в 1904 году впервые пригнал к Александровскому дворцу Царского Села свой "Delaunay-Belleville". Как вспоминал придворный чиновник Александр Мосолов, "Орлов предоставил свой автомобиль в распоряжение государя; поездки стали совершаться почти каждый день... С тех пор он не покидал шоферского места". Сам Орлов рассказывал: "У нас не было ни одного несчастного случая с проезжающими вообще; конечно, я был крайне осторожен всегда, ибо считал, что нельзя царю давить своих подданных".

Фото. Источник интернет. Свободный доступ.
Фото. Источник интернет. Свободный доступ.

Флигель-адъютант полковник князь Орлов.

Осенью 1905 года Николай II уже сам решает приобрести автомобили: "Нельзя дальше злоупотреблять добротой Орлова. Велите купить две или три машины, да поручите это сделать Орлову, он разбирается в этом лучше всякого профессионала".

Первые автомобили появились в Александровском дворце Царского Села в начале 1906 года. Для императорской семьи во Франции был приобретен представительский фаэтон фирмы Delaunay-Belleville, который поражал роскошью.

Фото. Источник интернет. Свободный доступ.
Фото. Источник интернет. Свободный доступ.

Делоне-Бельвиль— один из первых автомобилей Императорского гаража.

Для свиты купили четыре автомобиля фирмы Daimler. Два — с кузовами лимузин, один — ландоле, а последний — полуоткрытый. Тогда это были одни из самых быстроходных авто. В 1904 году туристическая версия могла разгоняться до 85 миль в час.

Для дворцового коменданта позднее появился еще один темно-зеленый лимузин немецкого производства.

Для автопарка требовались гаражи. Их строительство началось уже в конце 1905 — начале 1906 года в Царском Селе и Петергофе. Место для Императорского гаража выбрали поблизости от постоянной резиденции Николая II — Александровского дворца, рядом с казармами Собственного Императорского конвоя. Площадь первого здания гаража в Царском Селе составляла 964,8 кв. м, на первом этаже размещались несколько боксов для автомобилей, мастерские и каретник, подсобные службы.

После реализации масштабного строительного проекта одну часть машин расположили в Царском Селе, другую — в здании Конюшенного ведомства в Петербурге, а последнюю — в Петергофе.  К весне 1911 года построили гараж на 25 авто и в Ливадии — для нужд двора во время пребывания в Крыму.

Фото. Источник интернет. Свободный доступ.
Фото. Источник интернет. Свободный доступ.

Гараж в Ливадии. 

100 тыс. руб. — во столько обошлись казне семь автомобилей, собранных к концу 1906 года в Императорском гараже. Серьезно тратиться приходилось и на их содержание. Средства шли из разных источников, что подтолкнуло Фредерикса обратиться к императору с просьбой оформить структуру де-юре. Царь ответил: "Высочайше повелено исполнить".

Официально гараж появился в структуре Министерства Императорского двора 18 февраля 1907 года. Руководить им назначили князя Орлова.

В Императорском гараже сразу сложились три группы автомобилей.

В первый разряд — для самой царской семьи — вошли автомобили лучших европейских производителей. В 1911 году для императора были закуплены два Rolls-Royce "Серебряный призрак". Такое название было выбрано из-за покраски в серебристый цвет и покрытия серебром отдельных деталей кузова, также из-за очень тихой работы двигателя. Этот автомобиль позиционировался как "лучший в мире", очень надежная машина для очень богатых людей.

На Парижской автомобильной выставке в декабре 1913 года для матери Николая II — вдовствующей императрицы Марии Федоровны — был приобретен роскошный автомобиль марки Вгаsier. К началу 1916 года "императорский разряд" насчитывал девять автомобилей.

Второй разряд составляли машины для свиты, в распоряжении которой на 1917 год было 19 автомобилей. Помимо четырех Daimler были куплены французские Delaunay-Belleville, Panhard-Levassor и Serex. Один автомобиль — английская версия Daimler — использовался для нужд руководства гаража и считался служебным. Еще имелись отечественные автомобили: один — фирмы "Лесснер" и два — фирмы "Руссо-Балт".

Третий разряд — автомобильный парк Дворцовой комендатуры, отвечавшей за охрану и безопасность государя.

Со временем появилась и полноценная четвертая категория — хозяйственные автомобили. Среди них — грузовики, автобусы, полевая кухня на автомобиле и тягач. К концу 1908 года в Гараже имелись грузовик-платформа Daimler, поезд "Ренар" с двумя прицепными платформами, одним фургоном и пассажирским вагоном, а также грузовик-платформа "Дитрих".

Фото. Источник интернет. Свободный доступ.
Фото. Источник интернет. Свободный доступ.

Поезд "Ренар" с прицепными платформами.

После приобретения официального статуса финансирование гаража пошло по стандартным каналам Министерства Императорского двора, а не из личных денег Николая II. В 1906 году на гараж было потрачено 77 277 руб., в 1908-м — 69 700 руб., в 1909-м — 65 000 руб., в 1910-м — 33 000 руб. Самые значительные расходы пришлись на 1911 год — 96 681 руб. К 1911–1912 годам объем затрат в среднем составлял 58 600 руб. Не менее дорогим выходило и обслуживание автомобилей.

Князь Орлов не собирался экономить на императорских автомобилях. Расходы шли под лозунгом "Лучшим автомобилям — лучшее содержание!".

Самый дорогой автомобиль императора, один из принадлежащих ему Delaunay-Belleville, по оценке специалистов, стоил порядка 30 тыс. руб. — примерно в пять-шесть раз дороже среднего мотора того времени. Это был один из самых мощных, комфортабельных, шикарных автомобилей, причем огромных размеров — длиной около 5,5 м, а высотой — более 2 м, чтобы Николаю II при росте 168 см не нужно было наклоняться, хотя по нынешним меркам это был просто со вкусом сделанный лимузин.

В привычную повседневную жизнь императорской четы автомобили вошли к началу 1910 года. К ним быстро привыкли, хотя в первое время нередко случались ДТП с участием лошадей и коров. Император лично компенсировал владельцам ущерб.

В то время из пяти автомобилей, принадлежащих лично Николаю II, четыре — это Delaunay-Belleville, ставшие символом великолепия Императорского гаража.

В 1909 году фирма Delaunay-Belleville изготовила специальную версию машины. Автомобиль назвали Delaunay-Belleville 70 S.M.T. Аббревиатура произошла от французского Sa Majesti le Tsar — "Его Величество Царь". За всю историю было произведено всего четыре такие машины. Управление Императорского гаража потребовало от французских конструкторов, чтобы пуск мотора производился обязательно с места шофера и "без лишнего шума". Такая система, позволявшая при любых условиях запустить мотор, была по тем временам редкой, сложной и очень дорогой. Машина могла бесшумно трогаться с места и проехать только на запасе сжатого воздуха, без запуска двигателя, до сотни метров, что имело важное значение прежде всего с точки зрения обеспечения безопасности.

Модификации S.M.T. отличались роскошью. Внешние элементы отделки оформлялись "под золото", на дверях — царские гербы, в салоне — лакированная кожа. Вплоть до Первой мировой войны эта машина оставалась одной из самых роскошных в мире. Фирма Delaunay-Belleville поставляла свою продукцию президенту Франции Раймону Пуанкаре, греческому королю Георгию I, испанскому королю Альфонсо ХIII.

Фото. Источник интернет. Свободный доступ.
Фото. Источник интернет. Свободный доступ.

Николай II в дубль-фаэтоне "Делоне-Бельвиль"

Николай II предпочитал открытые автомобили. Царь считал, что должен быть виден народу. И хотя охрана многократно убеждала его передвигаться по городу в закрытом автомобиле, Николай II, как правило, ездил именно в открытых лимузинах".

Фредерикс, весьма ценимый Николаем II за безусловную порядочность, очень хотел ограничить неуправляемое увеличение гаража. Главный его тезис заключался в следующем: необходимо прекратить необоснованную закупку новых машин. Он считал, что и 30 имеющихся достаточно.

Князь Орлов же всячески поддерживал интерес царской семьи к автомобилям. С его подачи цесаревичу Алексею подарили маленький двухместный автомобиль Bebe Peugeot размером 2445 на 1140 мм. Впервые этот автомобиль был выставлен на автосалоне в Париже в 1904 году.

Французская фирма "Пежо" в начале XX века уже стремилась выпустить дешевый автомобиль — простой и надежный. Специально для этого в компанию позвали выдающегося дизайнера Этторе Бугатти, который и создал "Малютку "Пежо" — прообраз европейского "народного автомобиля". Покупку Bebe Peugeot приурочили ко дню ангела 10-летнего царевича Алексея. "Водил" Алексей редко. Любая травма для больного гемофилией мальчика могла стать фатальной. А ведь его автомобиль совсем не был игрушкой — он мог развивать скорость до 60 км в час. Поэтому цесаревичу разрешали ездить, но только по Александровскому парку и только на первой передаче.

Правила безопасности движения по улицам 1911 года

Полиция обладала довольно жесткой системой карательных мер против нарушителей. Автомобилист, нарушивший правила в первый раз, наказывался штрафом до 100 руб., второй раз — арестом на две недели (но бывало и больше), третий — лишением права вождения автомобиля.

Парк автомобилей постоянно увеличивался, и нужно было решать кадровые проблемы. Так что князь Орлов предложил открыть Императорскую школу шоферов. Разветвленной сети автосервисов тогда, конечно, не было, а потому будущих водителей учили не только рулить, но и ремонтировать машины. Орлов подобрал для императора личного шофера — 25-летнего Адольфа Кегресса, француза с безупречными рекомендациями. Тот согласно штатному расписанию занимал также должность заведующего Технической частью. В 1910 году в гараже работали 50 человек.

Профессия шофера тогда считалась элитной. Квалифицированный шофер получал от 100 до 150 руб. в месяц. Для сравнения: средняя зарплата квалифицированного рабочего составляла от 1 руб. 40 коп. до 2 руб. 40 коп. в день. А заведующий Технической частью Кегресс получал 4200 руб. в год, то есть 350 руб. в месяц, плюс "праздничные" к Пасхе и Рождеству в размере месячного оклада.

В 1910 году был утвержден вариант униформы для шофера. Император высочайше "повелел соизволить, чтобы заведующему Технической частью гаража, шоферам и служителям при автомобилях присвоены были для выездов в холодное время серые мерлушковые папахи, несколько остроконечные, но по образцу прежних папах Собственного Его Величества конвоя, с кокардою для техника и золоченою коронкою для остальных служащих и верхушками по цвету фуражек".

Как того и хотели водители, основу нового костюма составила форма военного чиновника. Возившие императора и его ближайшее окружение шоферы носили одежду из шерстяной диагонали цвета хаки.

Был и парадный вариант, отличавшийся золотым шнуром вокруг отложного воротника с гербом на петлицах. Дополняли униформу черные парадные ботинки, длинные перчатки-краги и рукавицы на меховой подкладке.

Пальто тоже шили из диагонали цвета хаки, украшенной золотыми петлицами и бобровым воротником. В комплект формы также входил летний плащ, кашемировый жакет с золотым шнуром, галифе из кашемировой ткани и кашемировое кепи с короной.

За политической и нравственной благонадежностью служащих гаража следил дворцовый комендант — он же начальник Собственной Его Императорского Величества охраны.

В его обязанности входили и своевременное определение возможных маршрутов автомобильных поездок императора. Трудность состояла в том, что Николай II и Александра Федоровна старались избегать слишком плотной охраны и заранее не информировали о маршруте поездок. К тому же и охране, и шоферам постоянно приходилось учитывать состояние дорог. В обязанности агентуры входил осмотр оврагов на пути следования кортежа и проверка на безопасность мостов. Ведь царский автомобиль весил около четырех тонн.

Поскольку автомобили императорского кортежа набирали высокую скорость, нужно было также учитывать, что попутные лошади пугались, а это грозило трагедией на дороге. Соответственно, во время "высочайшего проследования" отряды охранной агентуры обязаны были "удалять обозы шагов на 25 в сторону от дороги (перекрестка), заставляя возниц держать лошадей под узды". От задержанных охраной пассажиров требовалось также на 25 шагов отойти от дороги. Из-за пугливости лошадей пришлось даже отказаться от конных нарядов, на смену которым пришли агенты-велосипедисты.

Безопасностью императорской фамилии объясняется запрет 1913 года на проезд грузовиков и мотоциклов по главным улицам и проспектам: Невскому, Морской, набережным, Каменноостровскому.

Царь предпочитал открытые лимузины, ни одна из его машин не была бронированной, а значит, водители должны были в случае инцидентов решительно действовать для спасения императорской четы. Однажды учитель французского языка Жильяр и цесаревич Алексей попали в Петербурге в сложную ситуацию. Поскольку они ехали в открытом автомобиле, прохожие, узнав цесаревича, мгновенно окружили автомобиль толпой, из которой они с трудом выбрались. 

С появлением в Императорском гараже значительного количества автомобилей для снижения террористической опасности начинается использование различных конспиративных приемов. Так, в документе, подписанном 10 марта 1910 года другом министра внутренних дел генералом Курловым, отмечается: "...номера на автомобилях менять возможно чаще, шоферы обязаны разнообразить одежду и головные уборы".

Чтобы ввести в заблуждение террористов, охране Петра Столыпина предписывалось следующее: "Автомобиль подавать не так, как это принято теперь, за пять минут до отъезда, а разновременно. Необходимо иногда ставить автомобиль у подъезда без надобности в поездке и выезжать в город пустому автомобилю".

Были введены особые номерные знаки — они крепились "на задней оси" автомобиля. Номера были синего цвета с белой императорской короной, рядом с которой — либо белая буква для "моторов пассажирских", либо две — для "моторов грузовых".

Для фельдъегерских автомобилей, находящихся в Императорском гараже, использовались стандартные номера, получаемые из Городской управы с буквой "Б", что означало "бесплатно". При этом подчеркивалось, что только "Собственные Его Величества автомобили никаких знаков иметь не будут".

Николай II был первым руководителем государства, на чьих автомобилях использовались спецсигналы. На машине стояли центральная фара-прожектор, сирены, специальный звуковой сигнал, имеющий несколько тонов, ревун, клаксон, дополнительные фары по бокам".

Николай II оставил своим "преемникам" роскошную коллекцию лучших на то время автомобилей.

На этом, собственно, история Императорского гаража заканчивается...

Поддержи автора, он старался! Ставьте пальчики, предлагайте новые темы, пишите комментарии, подписывайтесь на канал.
Не забывайте делиться в соц.сетях, это поможет продвижению канала!
Не пропустите самое интересное!
Внимание! Комментарии, содержащие оскорбления в адрес других читателей, будут немедленно удаляться, их авторы — блокироваться.