Как я писала в предыдущих своих статьях, я не избежала ошибок при открытии своего бизнеса, хочу поделиться с вами, чтобы вы не наступали на эти грабли.
Конечно же первым делом после регистрации ИП я объехала и просмотрела все сдающиеся офисные помещения в округе. Подобрала офигенный офис с отличным ремонтом и частично меблированный. Оплатила за месяц вперед и еще один месячный платеж как гарантированный взнос (депозит).
Второе, что я сделала - это подала рекламу в газету, на радио и на ТВ, слив сразу весь бюджет на рекламу.
Напечатала 1000(!) листовок и 1000(!) визиток, села в офисе и стала ждать клиентов... Нет, листовки и визитки я конечно же раздавала, правда без разбора всем, кто соглашался взять. Как говорится "палила из пушки по воробьям".
И так, первое, и самое главное правило:
Бизнес - это не шикарный офис, бизнес - это не красивые визитки, бизнес - это не количество наемных сотрудников... Бизнес - это КЛИЕНТЫ!
Первым делом, даже еще ДО того как вы зарегистрировали ИП или ООО, проведите анализ: а будут ли покупать? а сколько будут покупать? а кто будет покупать? и самое главное - ГДЕ вы будете БРАТЬ клиентов! решите это еще ДО открытия своего бизнеса, обязательно!
Например, если вы хотите открыть кулинарию, и печь пироги на заказ, дайте объявление и оцените количество поступивших звонков (вы же не обязаны всем звонившим продать пирог, пироги могли закончится ;) ) Тем самым вы узнаете а есть ли спрос? И какой он?
Если вы хотите открыть школу танцев, попробуйте обойти подобные, существующие уже школы, посмотрите сколько имеется групп, сколько в них учеников, кто они, сформируйте их "портрет".
И помните, какой бы крутой офис вы не сняли, какими бы офигенными вывесками вы не обвесились, если вам негде брать клиентов - бизнес прогорит! Не важно какой у вас офис (и есть ли он вообще), важно то, чтобы на ваш товар/услугу были покупатели. Вы наверняка знаете, что Стив Джобс начинал свой бизнес в гараже ;) Так что на старте приложите все усилия не на поиск офигенного офиса и дизайн визиток, а на поиск первых клиентов, на первые продажи.
Второе правило - делайте всё в бизнесе "под ваш размер". Не берите в аренду огромное помещение, если сейчас в нем нет необходимости, не нанимайте "лишних" сотрудников (на будущее), не выкупайте огромные билборды, если вы не сеть супермаркетов открываете. Это лишние затраты, которые сожрут ваш бизнес.
Я начинала свой бизнес без кредитов, без наследства бабушки и без богатеньких родителей. Поэтому знаю, что брать "на вырост" - это провал для начинающего бизнесмена!Эти дополнительные затраты приведут к кассовым разрывам (т.е. денег еще не заработали, а уже потратили), особенно в начале вашего бизнес-пути, когда клиентская база мала и у вас мало опыта ведения бизнеса. Начинайте с малого, и дойдете до великого! Кстати, МакДак тоже начинался с закусочной ;))
Третье правило - все договоренности только письменные. Это касается и взаимоотношений с клиентами и с сотрудниками. Обязательно подготовьте юридически грамотные договоры продажи/оказания услуг и трудовой договор с работником.
Часто случается, поговорили, обсудили, договорились казалось бы всё четко и ясно, но потом выясняется, что поняли вы всё по разному, каждый по своему. Поэтому в договоре прописывайте всё, чтобы прочитав договор было ясно и понятно кто кому что и когда должен, избегайте расплывчатых формулировок. Чем четче сформулирован предмет договора, права и обязанности обеих сторон, тем проще потом будет по нему работать.
И помните, не ошибается тот, кто ничего не делает, поэтому не бросайте свое дело при первых трудностях! Дерзайте и всё получится!
Следите за моими статьями, подписывайтесь на мой канал