Физическая нагрузка помогает нам легче переносить стресс от работы, поэтому "белые воротнички" - офисные сотрудники - все чаще попадают в сети профессионального выгорания. Итак, наш клиент - сотрудник возраста 30+ с профессиональным стажем от 10 лет и хорошей зарплатой. Зачастую ему свойственен также малоподвижный образ жизни и полный рабочий день с переработками.
Симптомы: отсутствие интереса к задачам, агрессия к коллективу, жалобы на "день сурка". В тяжелых случаях - депрессия, апатия к новым задачам и отсутствие хобби/отпуска. Обычно проблемой выгорания не принято делиться в нашем обществе, поэтому ситуация часто и обнаружить её можно по снижению результатов или появлению конфликтов в коллективе.
Если Вы обнаружили в себе эти признаки и хотите изменить собственное состояние, то для начала берем лист бумаги и ручку.
Пишем все то, что не нравится и не хочется делать.
Отделяем задачи от людей (нравится создавать концепции, но не с Петей)
Отделяем сферу от компании (нравится работать в ритейле, но как на прошлом месте работы)
Отделяем график от специальности (люблю свою работу, но мало задач и пробки тяготят)
Выделяем то, что очень нравится и хочется сохранить в работе:
задача (мне нравится придумывать новые креативные концепции)
процесс решения (в создании креатива мне нравится руководить спринт-командой)
результат (созданные мной модели данных можно использовать для других проектов)
команда (я горжусь командой, которую сам создал)
Пример: руководитель отдела продаж А. жалуется на выгорание. В его списке:
· Я не хочу больше работать с менеджером И., так как он вечно затягивает выход на сделку, а внушениям не поддается. Уволить его не могу, план выполняет, но на планерках "перетягивает" все внимание на себя.
· Руководить отделом мне немного наскучило, хочу снова вернуться к переговорам с клиентами, но жалко терять должность, команду и контакты.
· График устраивает, но может хотелось бы найти работу с полностью гибким графиком и более частыми выездами на встречи к клиентам.
Резюмируем: клиент хочет сохранения статуса руководителя с реализацией своего преимущества - успешного проведения переговоров. Гибкий график предпочтителен, но большая потребность в сохранении статуса и управления командой. Выгорание в данном случае - отсутствие преодолений и, как следствие, побед.
Для начала разберемся с моментами, которые вызывают самые сильные негативные эмоции. Менеджер И. - катализатор выгорания, "наступающий на пятки" успешный подчиненный. С ним нужно изменить подход - дать право высказаться индивидуально, попробовать провести сделку совместно и поощрить за выполненные в срок мероприятия.
Прежде чем менять профессию или место работы, стоит обсудить желаемые изменения внутри компании. В нашем случае это желание - возврат к переговорам с клиентом. Подчиненным это может показаться излишним, ведь они успешно справлялись и без руководителя на проведении переговоров. В этом случае стоит попробовать выбрать сверхцели (новый и сложный клиент) и возглавить реализацию задач по своим новым правилам.
Потребность в гибком графике также должна быть осознанная. Нужно понимать, для каких целей - будь то личные дела или решение рабочих вопросов вне коллектива. Всегда имеется возможность обсудить с руководством гибкое начало рабочего дня или гибкий график в связи с обозначенными выше задачами - выезды на переговоры или встречи.
Если в данной компании нет желания оставаться - стоит задуматься, где могут пригодиться наработанные контакты и подойти к вопросу профориентации. В нашем случае первые два мероприятия нейтрализовали желание уволиться, выгорание было правильно идентифицировано – клиент стал думать над созданием новых крупных задач для себя и своих подчиненных.
О дополнительных методах работы с выгоранием - отпуске и хобби поговорим в следующий раз.