Найти тему
Мой Маленький Малыш

Манипуляция ребёнком хорошо это или плохо, чем грозит?

Пытались ли Вы объяснить свою точку зрения ребенку, но сталкивались с категорическим возражением? А потом ребенок еще и демонстративно все делал по-своему. А чувствовали ли Вы себя на месте Вашего ребенка? Что же происходит и как добраться до точки примирения?

Майкл Аптер создал свою теорию мотивации, которую назвал реверсивной. Суть ее в том, что любой человек, маленький или большой, чувствуя, что им пытаются манипулировать, управлять, заставлять, неосознанно меняет свои побуждения. В таких ситуациях он подменяет цель достижения результата на цель демонстрации своей независимости.

В вопросах воспитания детей, родители сталкиваются с механизмами реверсивной мотивации, когда дети демонстрируют ярое сопротивление, борются за собственное личное пространство и свободу действий. Умным родителям удается повлиять на детей, говоря им, например, останься дома, в то время, когда вы хотите, чтоб они пошли гулять. Родители, стремящиеся лишь подавить все попытки непослушания своих чад, в итоге теряют не только взаимопонимание с ними, но и воспитывают крайне конформных личностей.

Но многие специалисты считают, что реверсивная психология сводится к простому манипулированию на особенностях личности и является абсолютно не гуманистической.

Желание делать все по-своему зависит не столько от характера межличностных отношений ребенка с родителями, преподавателями или детьми, а от самого типа личности. В ситуациях, когда ребенок чувствует давление, возникают состояния, когда ребенок одновременно желает совершить два действия, противоположных по своему содержанию. И в итоге он выбирает то, что ему запрещено.

На практике, методы подходят в общении с детьми, стремящихся к эмансипации, с развитым чувством взрослости, бунтовщиками. Спокойные, домашние дети обычно спокойно делают то, что им говорят, и нет никакой необходимости использовать какие-либо хитрости против них.

Основные принципы реверсивного общения

Первое. Не должно быть абсолютных запретов, иначе они будут нарушены в первую очередь.

Второе. Предлагайте ребенку в выборе минимум две альтернативы.

Третье. Не ругайте ребенка за отстаивание своего мнения, лучше помогите научиться ему грамотно его аргументировать.

Четвертое. Ищите моменты, когда он сомневается в своем выборе, но все равно поддерживайте его точку зрения, не забывая упомянуть свою.

Пятое. Ошибаться простительно не только взрослым, поэтому в случае неудач, не преувеличивайте масштабы трагедии словами «я же говорила».

Каждый человек нуждается в независимости. И маленькие дети, и большие взрослые ценят те решения, которые приняли сами. Но иногда трудно объяснить своему ребенку, что его варианты не всегда правильны, поэтому не бойтесь подключиться к его «игре», но при этом оставаться взрослым и действовать в интересах ребенка.

-2