«Город Нахичевань находится в той местности, воспоминание о которой тесно связано с отдаленнейшей порой в истории человечества и вместе с величайшим мировым событием, оставившим следы в преданиях разных восточных народов и так полно описанным в Библии. Не в далеком сравнительно расстоянии от него расположены такие пункты, как Арарат, Илан-Даг, Аркуры, Эривань, Джульфа, Кульпы, Киамагу и Маранд (последние два, впрочем, находятся в Персии), с названием которых соединено представление о Всемирном потопе, Ное и его ковчеге. Гора Арарат, по сказанию Библии, гостеприимно приняла на себе после потопа благочестивого прародителя нашего Ноя с его ковчегом и стала, таким образом, как бы второю колыбелью человеческого рода», – пишет инспектор Нахичеванского городского училища К.А. Никитин в 1881 году в статье «Город Нахичевань и Нахичеванский уезд».
(«Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа». Выпуск II, Тифлис, 1882 г.).
Сохранилось предание о деятельности Ноя в Нахичеванских и Кульпинских соляных копях, где, будто бы, он был первым работником. Киамагу была, тоже по преданию, именно та гора, на которой, прежде всего, остановился ковчег, а отсюда уже Ной направился к Арарату; при этом на пути ковчег столкнулся с горой Илан-Даг и так ударился о ее вершину, что она раздвоилась и с тех пор осталась как бы разрезанной.
Недалеко от города Нахичевани протекает река Аракс, известная с давних времен. Через эту реку, по мостам, остатки которых уцелели (у армянского города Джульфы), проходили римские легионы и совершалось величественное движение народов с Востока на Запад.
«Город Нахичевань в древности у армян назывался Нахджеваном, а у греков и римлян – Наксуана (такое изменение названия Нахичевани произошло для удобства выговора, так как у греков и римлян не было шипящих звуков) и был главным городом Нахичеванского округа в Васпураканской области древней Армении. Слово Нахичевань армянское и состоит из слов «нах-иджеван», что значит «первое место переселения».
О происхождении этого названия предание рассказывает следующее. Во время потопа Ной, после спадания воды, стал обозревать из ковчега, остановившегося на Арарате, окрестную местность и, заметив пространство земли, непокрытое водою, воскликнул: «еревумэ», что значит «видно», т. е. видна сухая, непокрытая водою земля. Восклицание это, невольно вырвавшееся из уст Ноя, при виде земли, предвещавшей конец его странствования по воде, и было причиной, почему словом «еревумэ» была названа сперва вся видимая Ноем местность, а потом уже оно было присвоено одному только городу; который теперь носит название Эривани (Ереван. – М. и Г.М.)», – пишет К.А. Никитин.
Ной и семейство его долгое время жили в Нахичевани, и отсюда, по преданию, стал распространяться род человеческий. Сам Ной и другие члены его семейства умерли в Нахичевани и здесь же были погребены.
К.А. Никитин так описывает находящуюся в Нахичевани могилу и мавзолей пророка Ноя:
«Благодаря преданиям и истории, записавшей предания в свои летописи, а также религиозному чувству армян, гробницы Ноя и других членов его семейства сохранились от всесокрушающей руки времени, поддерживаются и восстановляются на столько, чтобы не утратили своего первоначального вида.
Ноева гробница находится на южной стороне города, вблизи остатков старой крепости. В настоящем виде она была возобновлена персиянами в VIII столетии, во время их обладания Нахичеванью. Теперь она представляет небольшую часовню, вросшую в землю. Здесь прежде была церковь, впоследствии разрушившаяся, настоящая же часовня – остаток прежней церкви, для которой она служила нижним этажом. Внутренность часовни, в которую нужно спуститься по ступеням, похожа на пещеру, почти круглую, со сводами, поддерживаемыми на средине каменным столбом.
Под этим-то столбом, по преданиям армян, покоится прах прародителя Ноя. В пещере нет ни образов, ни украшений; стены выбелены и исписаны на разных языках именами путешественников и богомольцев».
Из «Путевых записок паломника» (Тифлис, 1889 г.) Н. Тер-Аветисяна:
«В Нахичевани за пределами крепости расположено армянское кладбище, где и находится могила Ноя. Это низкое, восьмиугольное, выложенное кирпичом строение с плоской крышей, напоминающее залатанные останки большой башни с двумя входами с противоположных сторон. Внутри строение арочное и опирается на тонкую колонну в центре. У этой колонны молятся, зажигают свечи, курят ладан, и именно это место в народе называют «Ноевым ковчегом».
Суеверные армяне во время Страстной недели толпами отправлялись на Ноеву могилу и имели обыкновение, после принесения даров и поклонения праху Ноя, приклеивать небольшие камешки к своду пещеры, вымазанной глиной, будучи уверены, что если камешки прилипнут, то их желания и просьбы будут исполнены.
Жена Ноя – Ноемзар (Ноемгара) – умерла в Маранде, в персидском городе, лежащем на пути из Джульфы в Тавриз, на расстоянии 80 – 90 км от него. В народной этимологии, приводимой армянскими средневековыми летописцами, говорится, что Маранд означает «Майр анд», т.е. здесь захоронена Праматерь человечества.
О том, что Ной захоронен в Нахичевани, пишет и армянский летописец XIII века Вардан Аревелци в работе «Ашхарацуйц», посвященной географии Армении и соседних стран: «Гробница великого прародителя Ноя находится в Нахичевани, а могила Ноемзар – в Маранде».
* * *
К.А. Никитин утверждает, что «некоторые персидские и армянские историки (Лазарь Джангринский, географ Гамид Улла-Касбинский и Степанос Орбелян) относят основание города Нахичевани к 1539 году до Рождества Христова и удостоверяют, что он был «прекраснейшим и известнейшим городом на свете». По их известиям, в городе Нахичевани, в период цветущего состояния его, еще в IV веке до Р.Х., было до 30.000 домов или около 150.000 жителей, отличавшихся богатством и производивших обширные торговые операции».
В старейшей англоязычной универсальной энциклопедии «Британика» датой основания Нахичевани указан 1500 год до Р.Х. Таким образом, это один из древнейших городов на земле и, если следовать Библейской хронологии истории, является первым городом, основанным людьми после Всемирного потопа. В работе Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Казара I Джахкеци (1737 – 1751) «Рай желанный» о Нахичевани говорится следующее: «Ной построил город Нахичевань, который является началом всех построек и матерью всех городов».
В 633 году до Р.Х. Нахичевань была опустошена скифами. При армянском царе Тигране I (565 – 520) население ее еще более увеличилось армянами, переселившимся сюда из других местностей, и пленными мидийцами (Тигран I принимал участие в походе перса Кира против Астиага и уничтожении Мидийского царства, после чего поселил пленных мидийцев в Нахичевани).
Вступивший на престол в 610 году Ираклий I, византийский император армянский кровей, во время похода в Персию против царя Хозроя II разрушил Нахичевань с крепостью. Другой византийский император – Василий II (975 – 1025) – из Македонской (Армянской) династии покорил Васпураканскую область вместе с Нахичеванью; в XIII веке грабили ее монголы. В 1360 году ее разрушил турецкий султан Мурад во время войны с персами. В 1380-м она подпала под власть Шах-Мирана (Мирза-Моэз-Эддина), одного из сыновей Тамерлана, который покорил Армению, и стали величать его Шах-Арменом.
Такие превратности в судьбе Нахичевани способствовали ее падению. Она переходила из рук одного властелина к другому, причем жители ее подвергались грабежам, убийствам, разорению и попадали в плен и рабство. Нахичевань окончательно была обращена в груду руин властелином Персии Шах-Надиром в 1673 году, после чего там не осталось и камня на камне. Но город этот, словно феникс, снова возродился, хотя и не в таком виде, в каком был прежде. XVIII и XIX столетия застают его совершенно утратившим прежнее богатство, красоту и торговую славу, с населением, уменьшившимся со 150.000 до скромной цифры 6.000 человек.
В продолжение столетий Нахичевань постоянно принадлежала Персии. И лишь 10 февраля 1828 года согласно Туркменчайскому трактату уступили ее России.
Гавары (уезд, провинция) Нахичевань и Гохтн (область Васпуракан), Ернджак, Шаапонк и Джахук (область Сюник) и части гавара Шарур Айраратского края Великой Армении – все это сейчас входит в состав Нахичеванской Республики, которая по Московскому договору 1921 года между Россией и Турцией была отдана советскому Азербайджану. После заключения Туркменчайского договора в 1828 году они вошли в состав созданной Российской империей Армянской области, а после ее ликвидации, с 1849 по 1918 г., находились в пределах Эриванской губернии. С конца 1919 года современная территория Нахичеванской Автономной Республики входила в состав Первой Республики Армения.
Полосу подготовили Марина и Гамлет Мирзоян, Москва