В этой статье я расскажу и покажу, как выглядел франчайзинговый пакет для сети пиццерий Pizzatto!, который я составлял в 2017 году.
Сразу сделаю оговорку. Франчпак не был завершен полностью до продажи мной доли в бизнесе в конце 2017 года. В частности не была доработана финансовая модель, календарь запуска новой пиццерии, юридические вопросы и блок инструкций для самого франчайзи.
Не буду подробно вдаваться в детали продумывания структуры франшизы и процесса ее создания. Об этом более подробно я рассказал в мануале по быстрому описание бизнес-процессов.
Здесь же я покажу, что получилось в итоге и с помощью каких методов и инструментов решалась задача.
Кстати, если хотите «упаковать» свой бизнес во франшизу, описать все процессы и инструкции и начать зарабатывать на продаже франшизы, то пишите мне в личку ;)
В таком операционном бизнесе как фастфуд большое значение имеет работа линейного персонала на местах. И в первую очередь все описанные инструкции использовались внутри самого бизнеса.
Например, описанный ниже видео-курс обучения пиццамейкеров (поваров пиццы) использовался для подготовки новичков в пиццерии.
Все инструкции были очень внимательно проработаны и упрощены, чтобы быть понятными даже Бивису и Баттхеду. Я убежден, что любые инструкции должны стремиться к этому :)
Естественно, что для будущего франчайзи, который может не иметь опыта работы в пиццерии, такое подробное и простое описание всех процессов является очень серьезным преимуществом. И в дальнейшем позволяет сохранить качество продукта франчайзинговой точки.
Ниже будет очень много картинок и скриншотов.
Подготовка к созданию инструкций
Как я описывал в своем мануале, вначале вместе с сотрудниками был проведен мозговой штурм.
Далее из этой карты прорабатывался план курса.
По каждой ветке карты записывались видео и готовились презентации. И в ней же отмечалось выполнение.
Видео-курс обучения пиццамейкеров
Видео-курс представляет из себя серию живых видео-уроков и презентаций с экрана, разделенных на несколько дней обучения.
Живое видео записывалось на смартфон с использованием петличного микрофона. А далее монтировалось в видео-редакторе.
Часть видео представляют из себя лекции с презентацией. В которых рассказываются базовые правила и теоретические основы работы.
Запись была с экрана монитора. Звук записывался через петличный микрофон.
Все видео были загружены на аккаунт Google Drive. И потом вставлены на отдельную страницу сервиса Google Sites — на котором был сделан портал для обучения новых сотрудников.
Доступ к порталу был настроен по специальному аккаунту — извне зайти было нельзя.
Сам курс был оформлен так, чтобы сделать удобным самостоятельное изучения с минимальным участием инструктора.
Аналогичным образом с остальными курсами для сотрудников на других должностях.
Курс пиццамейкера был самым большим и сложным в франчазинговом пакете пиццерии. Много тонкостей и деталей, которые важно без искажений передать.
Другие инструкции
Помимо видео-курса обучения, во франшизе множество инструкций и схем, описывающих бизнес-процессы пиццерии.
Схемы для руководства выполнялись в нотации описания бизнес-процессов BPMN. Изучить которую не так уж и сложно, но полезно.
Кстати, описание процессов в нотации BPMN дает еще один бесспорный плюс: нотация достаточно строгая; и когда не удается описать какой-то процесс в этой схеме, то вероятнее всего сам процесс нужно корректировать.
Таким образом находились ошибки и неточности.
Схемы для рядовых сотрудников были проще и описаны при помощи простых блок-схем.
Настенные инструкции внутри пиццерии
В самой пиццерии на кухне на стенах висят различные плакаты с инструкциями по приготовлению пиццы и другим моментам.
Была продумана концепция инструкций, условные обозначения, разработан дизайн и верстка, максимально понятная с необходимого расстояния.
Прочие инструкции, шаблоны и документы
Различных инструкций очень много. Поэтому просто сделаю скриншотом несколько папок.
Лендинг франшизы
К сожалению, лендинг франшизы был удален безвозвратно. Осталась только блочная верстка в Word.
В самом лендинге раскрывалась история и концепция пиццерий, ее ценности и идеи.
Как-то так. Проект был сложным и очень интересным.
Жаль, что до конца реализовать франшизу и довести ее до первой продажи я не успел.
Но зато теперь имею возможность сделать еще лучше для вашего бизнеса! :) Просто напишите мне в личку по поводу разработки франшизы!