Вопрос достаточно серьёзный несмотря на то, что его очень просто объяснить. Поэтому рассказ о ноу-хау я начну с одной притчи.
Притча о секрете водоноса
В одном городе воду доставляли водоносы. Как-то встречает один водонос другого и говорит ему: "Я, вот о чем подумал: что если всю воду от источника пустить по деревянным желобам, а желобы проложить по всем улицам, вот удобно-то стало бы".
- "Я тоже думал об этом", - отвечает второй водонос, - "только, если мы пустим воду для всех, что будет с нами водоносами. Мы будем никому не нужны! Так что, молчи и работай, как всегда работал!"
Так они и разошлись по своим делам. Первый водонос шел и удивлялся, как он мог о себе думать, что он самый умный. А, второй водонос шел и думал, как быстрее попасть к правителю города с великой идеей о водопроводе, которую он только-что придумал.
Что такое ноу-хау?
Суть притчи сводится к тому, что первый признак ноу-хау - это сведения, являющиеся секретными. Водонос должен был хранить тайну и реализовать проект самостоятельно или договориться со вторым водоносом о том, что секрет водопровода будет их общим секретом. Тогда идея водопровода стала бы секретом производства, а точнее, ноу-хау (know how - знать как, перевод с английского языка). Основные признаки секрета производства это:
- научно-техническое достижение, экономическое, организационное и другое;
- юридически и законодательно не защищенное;
- носящее секретный характер;
- имеющее коммерческую ценность;
- передаваемое в устной, письменной или зрительной форме;
- к этой информации нет свободного доступа на законном основании;
- обладатель информации принимает надлежащие меры к охране ее конфиденциальности.
Ноу-хау может быть незапатентованное изобретение или способ применения уже запатентованного изобретения. Так иногда делают, чтобы конкурентам было сложнее "обойти" патент: изобретение есть, защищено, а как его применять в коммерческой сфере - секрет ноу-хау. В гражданском кодексе РФ целая глава 75 посвящена регулированию правоотношений в сфере создания и использования ноу-хау. А, определение содержится в статье 1465. Секрет производства (ноу-хау) ГК РФ.
Ноу-хау не регистрируется, так как выдача свидетельства связана с публичным раскрытием информации, а в этом случае секрет производства перестает быть секретом. Некоторые организации предлагают депонирование ноу-хау, но это уже на усмотрение владельца секретной информации, главное, правильно установить ограничения доступа и регламентировать порядок использования ноу-хау внутри компании.
Что такое коммерческая тайна?
Секрет производства, в качестве дополнительной защиты, может быть объявлен коммерческой тайной, но коммерческая тайна шире. В коммерческую тайну могут быть включены ноу-хау и другие сведения требующие конфиденциального отношения. Коммерческой тайной не могут быть сведения объявленные законодательно доступными. Однажды, в одной компании, на требование предъявить учредительные документы, секретарь гордо отвечал, что это коммерческая тайна. Ему посоветовали, тогда засекретить название компании, лица всех сотрудников и расчетный счет, чтобы уж точно "никто и никогда" (это шутка).
Для определения коммерческой тайны и способов её использования в законодательстве существует Федеральный закон "О коммерческой тайне" от 29.07.2004 N 98-ФЗ. Для правильной организации коммерческой тайны на предприятии требуется составить перечень сведений составляющих коммерческую тайну и разработать положение о коммерческой тайне, в котором должен быть отражен:
- порядок доступа сотрудников и других лиц к коммерческой тайне;
- регламент использования сотрудниками сведений коммерческой тайны.
На документах, являющихся секретными должен стоять гриф "коммерческая тайна". Все сотрудники ознакамливаются под подпись с вышеуказанными документами и обязуются соблюдать все правила, связанные с обеспечением сохранности коммерческой тайны. Например, алгоритм определения популярности блоггерских каналов на платформе может составлять и ноу-хау, и коммерческую тайну, и даже, если все правила программистом-разработчиком просчитываются, доступ сотрудников к этой информации может быть ограничен. Вот, почему сотрудник сервисной службы может не знать, что происходит с тем или иным каналом. Золотое правило времен железного занавеса в СССР: Лучше недосказать, чем сказать больше, чем нужно!
Для охраны коммерческой тайны существует статья 183 Уголовного кодекса РФ Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну. Где уголовно наказывается незаконное получение сведений составляющих коммерческую тайну. Особо обличенные полномочиями кампании сотрудники обязаны незамедлительно оповещать службы внутренней безопасности компании и органы полиции о любых попытках получения любыми способами (наблюдение, допрос, доступ к документации) коммерческой информации компании, в том числе сведений составляющих коммерческую тайну.
Сохранение в тайне секретной информации и ответственность за её разглашение
С внутренней ответственностью сотрудников понятно - регулируется трудовым и уголовным законодательством. Бывает еще и внешний доступ к сведениям секрета производства и сведениям составляющим коммерческую тайну. Например:
- переговоры для заключения сделки, на которых необходимо сообщить сведения коммерческой тайны компании (секретные переговоры) - перед такими переговорами все участники подписывают соглашение о конфиденциальности и обязуются сохранять все сведения в тайне на весь срок охраны коммерческой тайны;
- договор отчуждения прав на ноу-хау или лицензионный договор. При отчуждении прав, передающая сторона продолжает сохранять в тайне все известные ей сведения по ноу-хау, иначе секрет перестанет быть секретом и потеряет свою ценность. Также, после окончания срока действия лицензионного договора на ноу-хау, сторона узнавшая коммерческий секрет, продолжает сохранять его в тайне.
Ответственность за разглашение секрета производства (ноу-хау) или коммерческой тайны устанавливается в соглашении и взыскивается по решению суда. Определенную сложность представляет доказательный процесс, потому что лица воспользовавшиеся секретной информацией, как правило, не сообщают своих источников. Проводятся целые расследования подобных утечек.
Иногда, для обеспечения ответственности за разглашение коммерческой тайны, компании партнеры вносят на депозит установленные суммы денежных средств, чтобы воспользоваться ими при погашении убытков связанных с утечкой секретной информации.
У сведений коммерческой тайны может быть установлен срок хранения или определены условия при наступлении которых, секретность со сведений снимается. Вот почему у доклада на конференции может быть название "Секретный доклад" - это может означать не только маркетинговый ход, но и то, что сообщаются сведения, до недавнего времени являющиеся коммерческим секретом компании.
В конце публикации я, обычно, сообщаю, что это только основные аспекты вопроса данной статьи - это действительно так, не забывайте своевременно советоваться со специалистами.
автор публикации: Демешин С.В.