Даже люди, которые любят читать, часто откладывают русскую классику в сторону. Причина простая — она слишком длинная. Но почему?
Сегодня мы с трудом понимаем реалии писательского быта XIX века. Идеализируя писателей прошлого, нам может показаться, что объём написанных ими книг связан только с их творческими идеями. Но это не совсем так.
Литературный критик Степан Шевырев в своей статье «Словесность и торговля» 1835 года ругал своих современников за излишнюю многословность, ставя в пример афористичность древней литературы. Рассуждая об этом, в конце концов он написал следующее:
Но в чём тайна всего этого? — В том, что цена печатного листа есть 200 или 300 рублей; что каждый эпитет в статье его ценится, может быть, в гривну; каждое предложение есть рубль; каждый период, смотря по длине, есть синяя или красная ассигнация!..
Далее можно найти пояснение, кто именно ввёл в обиход подобную систему:
Именно Сенковский положил основание "литературной промышленности", как выражались в то время: он впервые ввёл полистную оплату авторам, он стремился выпускать каждый номер своего журнала точно в срок (по первым числам месяца), он сознательно защищал переход словесности "на свой хлеб".
Таким образом, одной из причин многословности литературы XIX века были сложившиеся традиции издательского дела. Литературы было мало, и издатели поощряли плодовитых авторов оплатой за каждую страницу!
Кстати говоря, Лев Николаевич Толстой продал свой роман «Война и мир» журналу «Русский вестник» по 500 рублей за лист. На эти деньги он содержал 13 собственных детей и прислугу. Его повара получали по восемь рублей в месяц, домашние учителя (гувернёры) — не менее тридцати.