Точную причину нарушений, конечно же, должен определить врач. Возможно, потребуется консультация не только логопеда, но и невропатолога, ортодонта и отоларинголога. Но вы сами можете предположить, что могло вызвать задержку речевого развития.
Возможные причины:
1. Негативные факторы в период беременности и родов. Тут всё ясно, как белый день: интоксикации (никотин, алкоголь - мама первые недели может и не знать о своем интересном положении и продолжать жить обычной жизнью; вирусные заболевания - от обычной простуды до краснухи; роды - вообще процесс непредсказуемый - экстренное кесарево, длительный безводный период, стремительные роды, гипоксии и асфиксии, перечислять можно бесконечно.
2. «Педагогическая запущенность» - ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе; здесь речь идет не только об отсутствии регулярных занятий с ребенком, но, в первую очередь, об общении с ребенком в целом; дети из домов малютки начинают говорить гораздо позже, потому что их специально не приучают к рукам, у них нет мамы, значит нет эмоционального взаимодействия.
3. Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - один из самых распространенных диагнозов; это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов; этот диагноз не означает неполноценность ребенка, однако такому малышу необходим очень квалифицированный специалист;
4. Частые болезни ребенка, инфекции, травмы до 3 лет (это сенситивный период активного развития речевых зон коры головного мозга);
5. Наследственные факторы;
6. Снижение слуха;
7. Анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата: врожденные расщелины неба, высокое готическое нёбо, массивный язык, укороченная подъязычная связка и прочее.
8. Сосание пальца/длительное сосание пустышки: рот занят, как говорить то? Плюс вторично появляются дефекты формирования анатомических составляющих речевого аппарата.
9. Нарушения речи часто вторичны после интеллектуальных нарушений или задержки психического развития.