В первое воскресенье июля (то есть – как раз сегодня) в России отмечается День работников морского и речного флота, учреждённый ещё в 1980 году. (…Имеется в виду флот гражданский – то есть, в первую очередь, грузовой… разумеется, круизные красавцы куда романтичней – но доля их в общем тоннаже мала…)
…Исторически, Россия – страна сухопутная, однако по рекам предки ходили издревле – а затем стали проникать и на морские просторы. (В основном, процесс шёл при упорном сопротивлении соседей – потому начинали с военного флота; впрочем, в часто цитируемом решении боярской Думы от 1696 года говорится просто: «Морским судам – быть…» Таким образом, на стыке веков с верфей Соломбалы (ныне – район Архангельска) сойдут первые торговые корабли…
…Впрочем, последующие столетия сохранят больше известий именно о морских победах – потому перенесёмся сразу в 1903 год, когда в Нижнем был построен первый в мировой истории теплоход под благозвучным именем «Вандал». (Справедливости ради – заказчиком этого танкера стало, всё же, «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель»). К началу Гражданской в России имелось уже более тысячи ста пароходов – увы… после её окончания их уцелеет двести с небольшим. (Не говоря уж о разорённой портовой инфраструктуре).
P.S. В 1924-м будет организовано АО «Советский торговый флот» – однако, по понятным причинам, ещё спустя два десятилетия начинать, в сущности, снова придётся заново… Что сейчас? По имеющимся сведениям, современный тоннаж российского флота составляет примерно полтора процента от мирового – при этом, не менее половины судов ходят под иностранными флагами… возможно, уже и больше…Впрочем, это – совсем другая история.