Найти в Дзене
S-AUTO

Мокик "Львів"-история без продолжения

В начале 80-х дела у Львовского мотозавода шли своим чередом, выпускался мокик «Карпаты», продумывались новые модели, в разработке которых участвовал не только завод, но и другие предприятия Союза. Над дизайном перспективной модели работали в Ленинградском филиале ВНИИТЭ, была закуплена лицензия на производство нового двигателя у фирмы «Симнсон». Свой вариант двигателя разрабатывали и в Серпуховском ВНИИмотопроме- Д-51. Также Шауляйский завод работал над перспективным двигателем V-90. Но над Львовским заводом уже начинали сгущаться тучи.

Ленинградский вариант
Ленинградский вариант

Перестройка, хозрасчет, долгое отсутствие новых моделей, привели к тому, что к 1988 году спрос на продукцию завода сильно упал и производство пришлось сократить чуть ли не в два раза. Понятно, что нужны были новые модели и новые двигатели. Но страну уже начинало потряхивать, лицензионный двигатель «Симпсон» уже устарел, так и не успев родится, перспективный V-90 задерживался, а Серпуховский двигатель никто не брался производить. Завод подготовил к производству модель «Львов» на базе мопеда «Карпаты», пока со старым двигателем.

Мокик "Львов"
Мокик "Львов"

-3

-4

И вдруг Союза не стало. Рынок, капитализм, независимость. Будущее окрыляло и пьянило – вот как мы сейчас, без «министерского пресса», покажем: деньги, прибыль, свобода, заграница нам поможет. Но, впрочем, так было если не везде, то почти везде. Однако, как пишут сейчас «разорванные экономические связи» быстро дали о себе знать, как и плоды независимости. Что скрывалось под этой формулировкой? А выглядело это примерно так: смежники из уже независимых республик по разным причинам переставали поставлять комплектующие. Пришлось искать, кто заменит их у себя. Но деньги… Двигателя пока еще шли из Литвы по старым договоренностям, рубль стремительно обесценивался, завод платил им зарплату, мопеды расходились как горячие пирожки, население тоже старалось избавится от старых денег, только сделать с этими деньгами в пользу своего развития завод уже ничего не мог. А на подходе был карбованец. Дальше – больше. Литовцы потребовали за свои устаревшие двигатели рассчитываться в долларах. Завод берет кредит, цена на мопеды с такими двигателями (отнюдь не новой, заметим, разработкой) подпрыгивает, платежеспособность населения падает, везде процветает «бартер». Попытка спасти ситуации новой моделью и двигателем была лебединой песней завода. Для мокика Львов были закуплены польские двигатели, не намного современнее двигателей из Шауляя, но с трехступенчатой коробкой передач. По разным данным собрали около 150 мопедов. Но завод это не спасло. Рынки России и стран СНГ были потеряны, развернуть выпуск конкурентоспособной продукции (хотя бы по цене, для стран 3-го мира) было не из чего. Двигателей не было и даже кто теперь владел лицензией на так и не родившийся "Симпсон", было непонятно. Заграница помогать не спешила. Вернее как, на рыночных условиях-давай валюту, мы тебе и двигатели и технологии. Что, продукцию в счет оплаты? Не, извините, мы поддерживаем вашу независимость и развитие демократии, только нахрена нам она? Инвестировать в производство никто не собирался, зачем, у самих рынки переполнены, лучше подождать немного когда пространство само освободится и заполнить его своей продукцией, нарастив у себя выпуск, создав новые рабочие места и увеличив выручку. На этом история Львовского мотозавода с его последней моделью «Львов» можно считать оконченной.

Статьи по теме:

Мопеды нашего детства: Рига-3
Мопеды нашего детства: «Дельта»
Мопеды нашего детства: Рига-7
Не «Ригой» единой: ЗИФ 77