Существует треугольник принятия решений в регионе: федерация – элита (бизнес) и местная власть. В последние годы федеральная власть решила «зачистить» влияние местной элиты и бизнеса, я уже не говорю про народ, на принятие решений.
Современная система сначала зачистила местное самоуправление, затем снесла региональное.
Главным и единственным аргументом при становлении на должность губернатора стала не поддержка народом или местной элитой, а поддержка этого кандидата Кремлем.
И остальное неважно – скажет Кремль, что в Кировской области губернатором должна стать обезьяна с гранатой – местная псевдоэлита скажет – одобряем, политтехнологи проведут кампанию и «демократические» выборы покажут результат за обезьяну уже в первом туре.
Сегодня в регионах федеральная власть выстраивает структуру вертикального подчинения. С одной стороны – это хорошо для управления – ведь кто поставил, тот может и спросить.
Однако есть другая сторона этого вопроса, которая становится определяющей для жизни – чиновники начинают отвечать за свои решения не перед местным сообществом и, прости Господи, населением, а перед тем, кто его поставил.
Важнее становится отчет вверх, иногда лживая, всегда наигранная статистика и цифры, чем реальные решения.
Яркий пример последнего – повышение пенсионного возраста.
Нет сомнений, что ни один вменяемый человек не будет за повышение пенсионного возраста. Идет давление сверху – нужно принять решение. Так принимаются все непопулярные решения, это нормальный процесс.
И вот тут совершенно удивительно, как легко и просто местная «элита» сдается. Напомню, депутаты Законодательного собрания Кировской области одобрили повышение пенсионного возраста.
Две цифры. Первое – прогноз по повышению длительности жизни в России, на основании которого местного депутаты принимали решение, – 72,7 года (для мужчин – 67,51 год, для женщин – 77,64 года). Нужно понимать – это не реальный, а ожидаемый возраст.
Но, главное, что даже этот ожидаемый прогноз для Кировской области составляет 65,2 года для мужчин. Это вторая «цифра», главная для населения области.
Каким образом удалось местным депутатам в своей голове обосновать необходимость выхода на пенсию мужчин в 65 лет, когда среднестатистический (повторюсь – ожидаемый, а не реальный, который явно меньше) доживает до 65,2 лет?
Это решение звучит не как повышение пенсионного возраста – а как лишение пенсии среднестатистического мужчины в Кировской области. Давайте называть вещи своими именами.
Такое решение не может быть ни принято, ни понято населением. Как это можно понять?
В порыве необходимости принятия федерального решения, навязываемого непонятными «обезьянами с гранатой» из федерации, всех, как минимум, среднестатистических мужчин Кировской области лишили пенсий.
И вот тут важно – без разницы, каких вы политических партий, идеологий и прочее – вы отобрали у людей пенсии – сравняв возраст смерти и выхода на пенсию.
Вот так оборачивается снос систем управления, завязанных на местные элиты и население. Зачистив связь между населением и управленцами, поставив людей, дети которых не живут на территориях, где этих чиновников «избирают», и, сделав главным отчетом работы – отчет перед вышестоящим, а не перед людьми, – мы получили принятие запредельных даже для логики решений.
И когда народу станут в очередной раз рассказывать на выборах, что варяг из другого региона будет «лучше управлять» областью, а от, например, Слободского в очередной раз должен пойти человек, который не имеет к Слободскому никакого отношения – вспомните эту ситуацию. Поименно….
Андрей Елькин, канд. филос. наук,
Центр социально-политических исследований «Новый Град»