Ниндзяэксплуатейшн – популярная в восьмидесятых разновидность эксплуатационного экшна, которую снимали кинематографисты Гонконга, США, Израиля и чуть-чуть Японии. Сюжетно ниндзяэксплуатейшн может быть фильмом про мстителя, клоном бондианы, рэмбоподобным боевиком или любым другим типом боевого кино. Единственный объединяющий фильмы жанра момент: в ниндзяэксплуатейшне обязательно должны присутствовать ниндзя, но не реально существовавшие в Японии шпионы и ассасины, а почти неуязвимые мифологические сущности, владеющие сюрикенами, ашико, ками, саи, мечами и боевой магией.
Всего в период с 1980 по 1989 вышло порядка 60-70 эксплуатирующих средневековый японский спецназ фильмов, большинство которых даже на время выхода отличались смехотворными спецэффектами, невменяемыми сценариями и актерской игрой уровня лучших образцов Золотого Века Американской Порнографии. Часто для ниндзяэксплуатейшна снимались боевые сцены, впоследствии использовавшиеся сразу в нескольких фильмах. Также в подобные фильмы вставлялись сцены из любых ранее снятых кинолент. Практику подобного «цитирования» в девяностые взяли на вооружение на студиях PM Entertainment и Nu Image.
5 фильмов, эксплуатирующих средневековых японских убийц
Входит ниндзя (Enter the Ninja) 1981, режиссёр – Менахем Голан. Один из первых американских фильмов, после успеха которого американские и гонконгские киноделы принялись штамповать кино про ниндзя почти в промышленных масштабах. Снятый в США израильтянином Голаном с итальянцем Франко Неро в главной роли с японскими ассасинами в качестве антагонистов фильм – всё, что следует знать об эксплуатационном кино восьмидесятых.
Американский ниндзя (American Ninja) 1985, режиссёр – Сэм Фёрстенберг. Самый известный представитель ниндзяэксплуатейшна, породивший четыре сиквела и сделавший Майкла Дудикоффа звездой боевиков категории «Б».
Смертельное состязание (Gymkata) 1985, режиссёр – Роберт Клауз. Один из самых странных эксплуатационных фильмов восьмидесятых, смешивающий жанровые тропы брюсэксплуатейшна, героического фэнтези, шпионского кино и фильмов про ниндзя. В некой среднеазиатской стране проводится смертельное состязание по типу «Голодных игр» или «Бегущего человека», победитель которого получает руку принцессы, доступ к полезным ископаемым и контроль над внешней политикой государства. ЦРУ естественно запускает на это состязание собственного «сукина сына».
Связь через Майами (Miami Connection) 1987, режиссёры – У-сан Пак, Й.К. Ким. Один из самых раскрученных «плохих фильмов» в истории кино, экшн-версия «Комнаты» Томми Вайсо. На момент выхода «Связь через Майами» прошла практически незамеченной, но четверть века спустя с выходом на Blu-ray приобрела настоящий культовый статус.
Ниндзя (Ninja) 2009, режиссёр – Айзек Флорентайн. Первоклассный DTV-боевик, который должен был стать малобюджетным клоном голливудского «Ниндзя-убийцы» и заработать на успехе последнего. Вместо этого «Ниндзя» Флорентайна превзошёл «оригинал» в большинстве показателей и стал трамплином, выведшим Скотта Эдкинса в высшую лигу звёзд боевого кино.
5 зарабатывавших на фильмах о ниндзя киноделов
Годфри хо – крестный отец ниндзяэксплуатейшна из Гонконга, снявший в качестве режиссёра свыше сорока опусов про «летящих на крыльях ночи» японских ассасинов. Творчество Хо даже по непритязательным меркам простеньких боевиков восьмидесятых выглядит дистиллированным трэшем.
Сэм Фёрстенберг – постановщик фильмов категории «Б», отметившийся в интересующем нас жанре четырьмя фильмами: «Местью ниндзя», «Ниндзя 3: Господство» и двумя первыми частями пенталогии «Американский ниндзя».
Седрик Сандстром – южноафриканский режиссёр, подрабатывавший в середине восьмидесятых постановкой эксплуатационной продукции. Подхватил выпавшее из рук Фёрстенберга знамя штатного режиссёра фильмов про «Американского ниндзя», поставив третью и четвёртую части «франшизы».
Менахем Голан – один из со-основателей студии Cannon, известной в первую очередь производством недорогих, но занятных боевиков с Чаком Норрисом и Чарльзом Бронсоном. Срежиссировал один из первых фильмов про воинов теней: «Входит ниндзя», в дальнейшем ограничивался исключительно продюсированием ниндзяэксплуатейшна.
Айзек Флорентайн – бывший инструктор рукопашного боя в израильской армии и один из самых талантливых постановщиков низкобюджетного экшна девяностых и нулевых. В 2009 снял достойный оммаж жанру с фильмом «Ниндзя», спустя четыре года изготовил сиквел, в котором от романтики ниндзя не осталось практически ничего.
Другие тексты о традиционных боевиках:
Голливудские боевики восьмидесятых
Урбанистический вестерн
Гонконгский женский боевик
Героическое кровопролитие
Студия PM Entertainment
В ближайшее время будут новые тексты, посвященные эволюции жанра экшн. Если не хотите пропустить, подписывайтесь, ставьте лайки или добавляйте в закладки браузера.