План предстоящей реорганизации правительства Грузии известен, утвержден и уже передан на рассмотрение парламента. На брифинге 26 июня, до начала первого заседания нового Кабинета министров его огласил премьер временного правительства Грузии Мамука Бахтадзе.
На основании этого плана в реорганизованном правительстве останутся 10 министерств и один аппарат госминистра. Министерство культуры и спорта вольется в министерство образования и науки и создаст с ним единую правительственную структуру. Точно также министерство исполнения наказаний объединится с министерством юстиции. Министерство по делам вынужденно перемещенных с оккупированных территорий лиц, беженцев и расселения будет ликвидировано, а его функции перераспределят между собой три смежных, по мнению авторов проекта реорганизации, правительственных структуры. В частности, расселением беженцев займется министерство регионального развития и инфраструктуры, вопросы миграции будет решать МВД, а социальные вопросы возьмет на себя Министерство труда, здравоохранения и социальной защиты Грузии. С ликвидацией этого министерства в Кабинете министров исчезнет и введенное по инициативе экс-президента Михаила Саакашвили упоминание термина «оккупированные территории», что особенно возмущает представителей нынешней оппозиции.
В рамках предстоящей реорганизации агентство по вопросам религии вольется в аппарат госминистра по вопросам примирения и гражданского равноправия, а компонент пространственного развития, регулированием которого ныне занимается министерство экономики, будет передан министерству регионального развития и инфраструктуры. Не подтвердилась распространявшаяся все предыдущие дни грузинскими СМИ и политиками информация о возможном объединении министерства экономики с министерством финансов.
Главной целью запланированных реформ и изменений премьер М. Бахтадзе называет создание малого, но эффективного и максимально гибкого и оперативного правительства, способного быстро принимать решения. Высказана надежда, что в результате реорганизации сократятся и бюрократические расходы, которые будут доведены до 3,9% ВВП.
«Этими изменениями мы дадим толчок осуществлению концепции «малого правительства», так как именно такое правительство входит в наши интересы. Разумеется, вслед за структурной оптимизацией будут сокращены и правительственные расходы, которые поэтапно будут доведены до 3,9% ВВП. Эта отметка станет для нас максимальным верхним потолком, которым мы будем руководствоваться. Сэкономленные на бюрократии средства будут направлены на осуществление различных инициатив на благо нашего общества», – сообщил Мамука Бахтадзе и выразил уверенность, что этой реформой правительство Грузии выполнит заказ грузинского народа.
Уже известно, что в результате данной реорганизации правительство Грузии «освободится» от ряда нежелательных для общества (а также и для самого правительства) личностей. В их числе – нынешний министр по делам вынужденно перемещенных с оккупированных территорий лиц, беженцев и расселения Созар Субари, который после оглашения плана реформ заявил журналистам, что своего места в реорганизованном правительстве Грузии он не видит. Слухи о намерении «неформального правителя» страны избавиться от С. Субари просачивались из правительственных кулуаров давно, но до сих пор реального подтверждения не находили. Выход был найден и выразился не в прямой отставке или замене «нежелательного» министра, а в ликвидации возглавляемого им ведомства.
Оппозиция ожидает, что в результате структурной реорганизации в новом правительстве Грузии не найдется места и для нынешнего министра юстиции Теи Цулукиани, тем более что ее отставки так настойчиво требовали участники проходивших в Тбилиси в конце мая и начале июня акций протеста. Эти акции были организованы по инициативе отца одного из убитых в декабре прошлого года на улице Хорава в Тбилиси подростков – Зазы Саралидзе, который обвиняет МВД, министерство юстиции и прокуратуру в фальсификации расследования этого дела и укрывательстве реальных убийц его сына. Процесс правительственных изменений начался в Грузии по ходу устроенных Саралидзе акций и митингов. Первым ушел в отставку главный прокурор Ираклий Шотадзе. Спустя несколько недель заявил об отставке премьер Георгий Квирикашвили, вместе с которым было распущено все его правительство.
Через несколько дней правящая партия представила, а грузинский парламент утвердил нового премьера – Мамуку Бахтадзе и новый Кабинет министров, в котором поменялись только три министра – финансов, экономики и иностранных дел. Оппозиция, представленная в основном соратниками Михаила Саакашвили, и инициатор акций протеста Заза Саралидзе сочли эти изменения оскорбительными для народа, так как народ, по их мнению, требовал отставки совсем других министров. В ответ протестующим и всему грузинскому обществу сообщили, что нынешнее правительство Грузии будет временным и проправит всего три недели, в течение которых будет разработан проект реформирования Кабинета министров, а затем парламент страны утвердит новый, уже постоянный состав правительства.
У грузинских экспертов к планам реорганизации правительства страны имеется множество вопросов, которые на данный момент остаются без ответа. Непонятно решение упразднения министерства, занимающегося вопросами беженцев, так как в этом случае грузинские власти как бы дают понять мировому сообществу, что эта тема для страны с почти полумиллионом вынужденных переселенцев более не актуальна.
«Само существование министерства по делам беженцев было своего рода посылом мировому сообществу о том, что в Грузии есть вынужденные переселенцы и их проблемы требуют решения. Грузия использовала этот посыл для активизации связанной с беженцами тематики. А если данное министерство больше не будет фигурировать во внутренних и международных отношениях, у зарубежных партнеров создастся впечатление, что в Грузии беженцев больше нет и все их проблемы решены», – отметил в беседе с корреспондентом «Ритма Евразии» независимый грузинский эксперт Заал Анджапаридзе.
Непонятно эксперту и решение правительства объединить под «одной крышей» сферы культуры, спорта, образования, науки, молодежи, так как, по его мнению, управлять таким огромным конгломератом будет крайне сложно. Не ясно, каким путем собирается правительство экономить бюджетные средства, если в процессе слияния и объединения целого ряда структур каких-либо кадровых изменений, сокращений и увольнений не предвидится. А именно об этом в преддверии реорганизации Кабинета министров уверенно говорят депутаты парламентского большинства и лидеры правящей партии «Грузинская мечта».
«Любой процесс реорганизации, слияния и объединения ведомств предусматривает создание новой структуры, для которой как минимум понадобится составление и издание новой документации, бланков, штампов и иной атрибутики, а это связано с денежными расходами. Кроме того, мы так и не услышали объяснения, как собирается правительство сэкономить на реорганизации Кабинета министров 120 миллионов лари, если одновременно не предусмотрена и не будет проведена оптимизация кадров», – отметил З. Анджапаридзе.
По мнению эксперта, давать какие-либо оценки предстоящему процессу реорганизации правительства еще рано, и сделать это можно будет спустя 100 дней после того, как уже реорганизованный Кабинет министров приступит к работе.
На сегодняшний день объявленный премьером принцип реформирования правительства вызывает массу вопросов и недоумений, причем протест против отдельных направлений этой реформы выражают даже доселе «послушные и покорные» депутаты парламентского большинства. Особое возмущение у парламентариев – представителей сферы культуры - вызвало предстоящее объединение министерств культуры и образования. Утверждение Мамуки Бахтадзе о том, что слияние культуры, спорта и образования позволит создать среду, благоприятную для всестороннего развития подрастающего поколения, для депутатов от правящей партии звучит неубедительно.
В своих комментариях относительно объявленного плана реформы правительства члены фракции «Грузинская мечта» делают порой противоречивые и взаимоисключающие заявления. Премьер М. Бахтадзе говорит об экономии бюджетных средств, которая будет достигнута за счет слияния министерств и ведомств, а депутаты утверждают, что никто из сотрудников реорганизованных министерств уволен не будет. Вопрос: за счет чего тогда будет достигнута экономия и откуда высвободит правительство 120 миллионов лари, чтобы направить их на нужды народа? И на какие конкретно нужды собирается потратить будущее правительство эти неизвестно за счет чего сэкономленные деньги?
Подобная разноголосица в правящей партии оставляет впечатление некоего разлада, состояния, когда «правая рука не знает, что делает левая», поспешности и скоропалительности решений и безуспешных попыток заглушить растущее недовольство населения нынешней властью, особенно неблагоприятное для «Грузинской мечты» в преддверии планируемых осенью президентских выборов.
Оппозиция однозначно негативно оценивает объявленные М. Бахтадзе реформы и сомневается, что после реорганизации Кабинет министров станет успешным и эффективным, так как правительство Бидзины Иванишвили (а именно его оппоненты считают неформальным и реальным правителем Грузии) не ориентировано на сокращение налогов, преодоление бедности, повышение пенсий – на то, что может реально изменить тяжелое положение населения страны. И хотя с такой критикой «Грузинской мечты» активно выступают соратники экс-президента Саакашвили, доверие к которым в Грузии невысоко, немалая доля истины в их критических заявлениях есть.