Наверняка все слышали о снежном человеке. Его еще называют Йети, Сасквоч, Бигфут… И фото его, вроде как, публикуются периодически, и видео иногда проскакивает. В упор, правда, его никто не видел, да и ученые существование подобного гоминида (большой человекообразной обезьяны) если и не отрицают полностью, то считают крайне маловероятным. Но если двуногий Бигфут является фактически мистическим существом, то четырехколесный бигфут (от английского "big foot" - "большая ступня") – "существо" очень даже реальное. Жуткое, но симпатичное, как говорил Карлсон. Итак, знакомимся с одной из самых интересных машин на планете.
Покатай меня по бездорожью
История грузовиков BIGFOOT® начинается с середины 70-х годов прошлого века. Создателем этого вида автомобилей являются строительный подрядчик Боб Чандлер и его жена Мэрилин из города Сент-Луис (США). Так вот. Семья Чандлеров владела пикапом Ford F-250 – легендарным и надежнейшим внедорожником. Американцы используют пикапы как для работы, так и для поездок на природу по присущему сельской местности бездорожью. Чандлеры, будучи американцами, исключением из правил не были. Но, как известно, даже самая надежная техника ломается. В итоге, после очередной серьезной поломки, становится очевидным, что купить нужные запчасти на свой Ford в ближайшей округе невозможно (это в Америке-то – стране внедорожников). И Чандлеры, видя такое безобразие, со свойственной американцам деловой хваткой решают заполнить данный пробел на рынке. Они открывают компанию Midwest Four Wheel Drive (MFWD), которая начинает заниматься поставкой запчастей и техобслуживанием внедорожников, а также оказывать ряд других услуг.
Параллельно с торговлей, Боб начал переделывать свой пикап, заменяя на нем различные узлы и агрегаты. Так, например, он поставил на него колеса диаметром 165 см, превратив не очень большой пикап в весьма серьезный внедорожник, что являлось немаловажным качеством на безобразном бездорожье Среднего Запада. Постоянно переделываемое авто позволило Чандлерам использовать его не только как "рабочую лошадку", но и как живую рекламу. В итоге, модернизированный F-250 достиг таких размеров и внедорожных качеств, что сам по себе стал достопримечательностью.
В 1979 году Боб Чандлер представил свое детище на автошоу в Денвере (платном, кстати) и вызвал дикий восторг публики. Это убеждает его в том, что в скором времени Bigfoot начнет завоевание арен и стадионов США, а значит он на правильном пути.
Завоевание Америки
Прошло 2 года, и Чандлеру пришло в голову, шутки ради, проехаться по паре сданных в утиль легковушек. На этом "представлении" присутствовали несколько его друзей. Вид бигфута, давящего в лепешки автохлам, привело их в неописуемый восторг. И пару месяцев спустя Боб повторяет эксперимент на автошоу, проходившем на одном из стадионов штата Миссури. Успех шоу и восторг публики повторились. Стало ясно, что бигфут – не только серьезный внедорожник, но и отличный шоу-кар. Так родился разрушитель автомобилей, известный теперь во всем мире не как Bigfoot, а как Monster Truck.
Увлечение грузовиками-монстрами нарастает, как снежный ком. У Чандлера появляются единомышленники и последователи. В результате, в 1983 году Чандлер заключает спонсорский контракт с Ford Motor Company, где понимали весь конструкторский, технический и, разумеется, коммерческий потенциал развития бигфутов. С тех пор компанией Чандлеров было построено множество моделей Монстер Траков, а модель BIGFOOT® #17 была специально создана для использования в Великобритании и Европе.
Успех грузовиков BIGFOOT® вызвал в середине 1980-х годов настоящий бум имитаций и откровенных подделок этого внедорожника. А в 1987 году американцы стали зрителями великолепного шоу Монстер Траков, где те не только давили старые автомобили, но и устроили самые настоящие гонки с препятствиями.
С тех пор в США проводятся самые различные профильные соревнования бигфутов, а также множество зрелищных шоу на стадионах и аренах. Крупнейшим из них является Monster Jam. Чего только на них не вытворяют. И традиционные гонки с препятствиями проводят (трамплины, грязевые и водные ямы и прочие преграды), и в футбол играют, и просто с трамплинов прыгают. Рекордом такого прыжка является полет над фюзеляжем "Боинга 747", осуществленном 11 сентября 1999 года на авиашоу в городе Нэшвилле, штат Теннеси. Бигфут тогда пролетел по воздуху более 60 метров! Ну и без обязательных салютов, фейерверков, дымов и прочей пиро- и светотехники на подобных шоу не обходится. Кстати, для того, чтобы участвовать в них, нужно пройти сертификацию автомобиля и получить специальную лицензию водителя в Monster Track Racing Assosiation.
Ставят на бигфутах и мировые рекорды (в своей категории, конечно). Так 15 декабря прошлого года водитель Марк Холл на своем "Раминаторе" (производная от Dodge RAM, на базе которого собран автомобиль) установил рекорд скорости на монстер-траках, разогнавшись до 99,1 миль/час (около 160 км/ч).
И отдельно стоит упомянуть о названиях бигфутов. Разумеется, это, в первую очередь BIGFOOT® (с номером модели через #), который и дал название этому классу автомобилей. А дальше кто во что горазд. Вот несколько примеров: "Баллистик", "Большой пес", "Черный жеребец", "Тяжелый нападающий", "Железный воин", "Ночной сталкер", "Речная крыса", "Стингер", "Могучий автобус-монстр" и многие другие. И вот среди всей этой брутальности есть бигфут под названием "Высшее образование" из города Хейгерстаун, штат Мэриленд. Умилительно, правда?
Практическая польза
А есть ли практическая польза от разработки бигфутов, помимо сколачивания состояний? Действительно, владельцы бигфутов и организаторы соревнований - люди весьма состоятельные, поскольку соревнования бигфутов смотрят по телевизору и на стадионах десятки миллионов американцев. Но есть и самая прямая польза. Ведь недаром Ford Motor Company начала спонсировать проект Чандлера. Будучи, мягко говоря, автомобилем немаленьким, бигфуты создают чудовищные нагрузки на все узлы и агрегаты из которых собраны. Одно дело разогнаться по специальному треку до 160 км/ч и совсем другое – выжить в гонках с препятствиями. Поэтому конструкторы бигфутов ищут новые технические решения, дабы их детища не развалились после первого трамплинного прыжка.
Рождаются новые типы подвесок, конструкций рам, гидравлики рулевого управления, устройств пассивной и активной безопасности, коробок передач… Да мало ли, что еще. И вот ряд этих технических решений с удовольствием используют автопроизводители: Ford, Dodge, GMC и другие. Соответственно, конструкторы получают патенты и получают деньги за их использование, а владельцы бигфутов – спонсорскую помощь и удовольствие от жизни.
А как у нас?
А в нашей стране бигфуты практически не встречаются, кроме родных американских. Все остальное, претендующее на звание бигфута, даже близко к этому классу не подобрались. Ездят по нашим дорогам "Нивы", "Волги" и "ГАЗели". Но вид у них, к сожалению, довольно убогий. Впрочем, встречаются на наших дорогах псевдо-бигфуты, смотреть на которые без слезного смеха, смешанного, впрочем, с уважением невозможно. К таким, например, относятся "Ока", похожая на болотоход и "горбатый" ЗАЗ-965. Последний еще и аэрографией покрыт.
Быть может, и в нашей стране когда-нибудь пройдут первые мероприятия по соревнованиям на бигфутах. Под названием, скажем, Monster Truck Show Russia (а чем не идея?). Ну, поживем-увидим…