Найти тему
Вести.UZ

НОВЫЕ КРЕПОСТНЫЕ

НОВЫЕ КРЕПОСТНЫЕ

По узбекским законам, человека, подавшего заявление о выходе из гражданства, нужно отпустить максимум в пределах года. Но зачастую срок растягивается на десятилетие.

Эти и другие проблемы соотечественников сегодня, 2 апреля, будут в центре внимания в Госдуме, где  пройдут слушания о миграционной политике.

Заведующая отделом диаспоры и миграции Института стран СНГ Александра Докучаеваотметила, что главная фишка программы переселения – это упрощенное получение гражданства. Именно из-за этого через программу проходят люди, которые не планируют жить в России: они получают гражданство и уезжают.

– Люди используют эту программу, потому что другой возможности легализоваться у них нет, – сообщила Докучаева. – В 2012 году Владимир Путин заявил, что надо дать возможность получать гражданство носителям русского языка. В 2014 году его заявление было оформлено в закон о носителях русского языка. Однако те, кто писал этот закон, сделали так, что процедура получения гражданства по нему оказалась самой сложной: посредником между соотечественником и гражданством поставили иностранное государство – Украину, Узбекистан и т.д.

Дело в том, что у носителя есть право сразу, без получения РВП, обзавестись видом на жительство. Но это возможно только после того, как он откажется от предыдущего гражданства и получит справку, что документы об отказе приняты к рассмотрению. Однако, как выяснилось, не всякое государство может их предоставить.

Докучаева в подробностях описала ситуацию подобного рода.

– Как известно, мы хотим заселять Дальний Восток. Туда поехал человек – скажем, из Узбекистана – и прошел там комиссию по русскому языку. После этого ему надо ехать в Москву, в посольство Узбекистана, и там отказываться от гражданства. Если этот человек сдал экзамен по русскому языку на Дальнем Востоке, то и подавать на вид на жительство он может только там. Но сначала ему надо в Москве дождаться, пока посольство Узбекистана выдаст справку об отказе от гражданства (о сложностях, с которыми сталкивается гражданин Узбекистана при отказе от гражданства, уже не раз писалось). Так вот, люди ждут этого по несколько лет, хотя по узбекским законам вопросы гражданства должны решаться в течение года. В посольстве прямо заявляют, что вопрос о выходе из гражданства решает президент, а они ему указывать не могут. В посольстве даже дают справку, что заявление принято, но рассматривается. Однако миграционные органы эту справку не принимают.

Они требуют справку, в которой будет написано: «документы сдал, решение не принято НЕ по вине подателя данной справки». И представьте себе, несколько подобных справок даже было получено – люди платили за них немалые деньги, потому что иначе никак, цитирует Докучаеву fergananews.com.

Эта ситуация с выходом из гражданства Узбекистана сложилась давно. Первый президент Ислам Каримов годами не подписывал соответствующие указы. Чем он руководствовался, уже не важно. Важно то, что в нелепой ситуации, прямо нарушающей закон, не допускающего двойного гражданства, не по своей воле  оказались десятки, сотни тысяч людей. Они бесконечно долго «сидят» в базе данных узбекского МВД как «свои». Хотя в России у них давно семьи и дети.

Явно назрела необходимость разрубить этот гордиев узел. Нужен  своего рода новый Юрьев день. Когда нужно массово отпустить тех, кто открыто захотел изменить свою судьбу.