Найти тему
ПУТЬ ИСТИННОЙ ЛЮБВИ

Гордость здоровая и больная

Здоровая гордость есть радостное, спокойное, бесстрастное и не омрачённое виной чувство глубокой обоснованной удовлетворённости собой или другими людьми.

Больная гордость есть неуправляемое душевное состояние, возникающее от закоренело беззаконного образа жизни и отгораживающее человека от самого себя и от других людей.

Больная гордость зиждется на беспамятстве и на близорукости и проистекает от слабого духовного зрения или полной духовной слепоты, из-за чего человек не видит того, чтó он наделал, или того, чтó мог наделать.

Беспамятство есть забвение того вреда, который мы уже причинили. Близорукость есть невидение того вреда, который мы можем причинить. Обычный человек не видит вреда, который он причиняет себе и другим, потому что его не видит общество, воспитавшее его, ибо само это общество в большинстве своём состоит из слепых и глухих людей.

«Человек рассудительный не пренебрегает размышлением, а безрассудный и гордый не содрогается от страха и после того, как сделал что-либо без размышления». — Сир. 32,20.

Гордостью болеют люди, которые не видят, каким образом их поведение отражается на окружающих и на них самих, чтó они делают с собой и с другими, благодаря кому и чему живут и благоденствуют, из-за чего страдают и болеют, к чему идут и чтó их ожидает.

Больная гордость растёт и укрепляется в человеке благодаря незнанию им самого себя, в частности незнанию того, когó он будет спасать в минуту смертельной опасности: себя или других.

Больная гордость есть нарост на здоровой гордости, как лишнее всегда наростает на необходимом. Этот нарост не даёт человеку полноценно сотрудничать с другими людьми, так как не выдерживает малейших замечаний, упрёков, выговоров и напоминаний о прежнем, уже причинённом им вреде, и о возможности его причинения в будущем.

Болезненно гордый человек помнит боль, которую он испытал от своих или от чужих поступков, но не видит или не помнит вреда, который он причинил себе и другим. Ведь боль мы чувствуем без усилий, а вред с усилием осознаём.

Гордости не нужна польза и благо, ей нужно лишь быть во всех отношениях выше других, и в лучших условиях, чем другие, ибо чем лучше условия и чем выше положение, тем уверенней и гордее чувствует себя человек.

Болезненная гордость есть плод извращённого отношения к человеку в его детстве и даже в наследственности, и говорит о том, что его душа и души его предков не получили достаточного количества лишений и пинков, которые бы уравновесили или перевесили количество полученных ими поощрений и удобств.

Только слепые люди могут не видеть, что в течении всей земной жизни человек есть прежалкое во всех отношениях существо и не может вызывать у Бога ничего, кроме жалости и сострадания. Однако, мы знаем, что у Бога он вызывает не только жалость, но и гнев. И гнев он вызывает тогда, когда не даёт себя пожалеть, делая вид будто не нуждается в жалости; или когда чувствует, что нужно обратиться за помощью к Богу, но не обращается.

Никто не говорит о том, что нужно просить подаяния у людей — это одна крайность; но другая крайность — скрывать своё мучение от Бога. Скрывать своё мучение нужно от тех, кто не может помóчь; но скрывать от тех, кто может — это безумие больной гордости.

Нужно идти посредине: не попрошайничать, но и не скрывать нужд и мучений; не унижаться ради временной жизни, но и не гордиться отсутствием страха за неё. Бог всегда гневается на человека за крайности в его поведении, ибо Он есть Хранитель Равновесия во всём.

Бывает, что человек не может преодолеть свою обиду на Бога за то, что Бог обделил его чем-то в этой жизни. Но в чём бы выразилась его любовь к Богу, если бы он был всем наделён. И разве тот, кто всем наделён, изобилует любовью ? Нет — о Боге никогда не помышляет тот, у кого есть всё; о Боге также никогда не думает и тот, у кого нет ничего. Перенасыщенность удобрениями и полное истощение почвы одинаково пагубны для любого растения. Именно тот, у кого есть что-то и чего-то нет, может любить Господа за то, чтó Он ему дал, и доказывать бескорыстие своей любви, смиряясь с отсутствием того, чего Он ему не дал. Ради любви к Отцу мы должны отказываться и от того, чтó нам дали, и от того, чего нам не дали, ибо и то и другое дано и не дано ради любви к нам и ради того, чтобы дать нам возможность являть нашу любовь к людям.

Гордец не желает принимать жалости от Бога, тем самым не пропуская через себя жалость Бога и к своим ближним. Он подобен человеку, который не хочет быть зависимым от своего благодетеля и постоянно отвергает пособие, присылаемое ему, тем самым держа и себя и своих домашних в голоде, холоде и нищете. «Сам обойдусь, не нужен мне никто», — говорит он, и хотя обойтись не может, всё равно стои́т на своём и надеется на самого себя или на счастливые обстоятельства. А когда, по прошествии времени, убеждается в своей полной несостоятельности, говорит: «Лучше умру и всех умерщвлю, чем соглашусь принять благодаяние». — Ибо принятие благодаяний обязывает к благодеяниям, благодарности и последующим отношениям с Богом.

Тот, кто долго шёл по пути враждебности к Богу, тому трудно, а порой и невозможно вернуться назад и, начав всё с нуля, пойти дорогой любви и дружбы с Ним. Гордец есть глубоко обиженное существо, крайне обделённая или извращённо наделённая душа, которая, войдя в этот мир, испытала неправильное отношение к себе взрослых и потому не имеющая образца правильных отношений с Богом. Стыдясь претерпеть неловкость и униженность на пути перевоспитания и обучения правильным отношениям, гордый человек сам себе отрезает путь к покою и выздоровлению.

Изображение гордости есть одежда обиды. С помощью личины надменности, высокомерия, кичливости, спеси человек скрывает свою обделённость, обиженность и ущербность как от всех, так и от себя.

Душе, не знающей и не ищущей своего места, окружённой со всех сторон удобствами цивилизации, постоянно наблюдающей сладкую и лёгкую жизнь богачей и преступников, тяжело от своей материальной обделённости и духовной ущербности, ей хочется иметь то, к чему её возбуждает созерцание роскошной жизни, а средств не хватает, и она чувствует, или ей кажется, что окружающие посмеиваются над её плачевным положением, и потому, насколько это возможно, пытается скрыть его и от окружающих и от самой себя, чтобы хоть во мнении других, а потом и в своём собственном мнении быть “нормальной”, ”преуспевающей”, ”везучей”, быть, как все или не хуже прочих, словом, такой, какой ей хочется быть: богатой, успешной, полноценной, удачливой, имеющей необходимые и лишние средства и необходимые и лишние достоинства. — Но в этот обделяющий и обижающий мир она попадает именно для того, чтобы обрести спасение в Боге, а не в средствах и достоинствах, потому что любые средства и достоинства могут исчезнуть в любой момент, а Бог останется, и тот, кто не обретает опоры в Нём, остаётся ни с чем.

Здоровая гордость зиждется на слиянности души с Богом, на принадлежности души Царству Истинных, Божественных Отношений, на убеждённости в том, что из неё уже никогда не смогут исходить корыстные замыслы, себялюбивые намерения, мелочные расчёты, боязнь за свою жизнь, равнодушие к ближним. Она сильна сознанием того, что в любую минуту отдаст жизнь за то, чтó необходимо для Блага всех.

Больная гордость зиждется на сознании имеющихся у неё способностей, дарований, достоинств, талантов, умений, средств, орудий, имущества, качеств и всего того, чтó она может достичь с помощью всего перечисленного.

Больная гордость — это презрительно-злорадно-насмешливый взгляд сверху.

Здоровая гордость — это взгляд наравне, а если и сверху, то сострадающий тому, кто внизу.

Гордость вообще есть явление относительного мира. Оно возникает в душе только тогда, когда рядом есть кто-то отстающий от нас. В том случае, когда рядом есть опережающий, возникает добрая или недобрая зависть, родственница гордости.

Человек имеет право поистине гордиться собой только в том случае, если через него свободно и беспрепятственно проходит дыхание Вечного и Общего Блага.

У человека, в котором есть преграды для Вечного и Общего Блага, нет оснований гордиться собою.

Больная гордость не может жить, если о её достижениях не знают люди. Здоровая гордость и пробуждается только тогда, когда о её достижениях, как она понимает, никогда не узнают люди.

Больная гордость есть возвышение над другими. Здоровая гордость есть становление на должном уровне, на котором должны находиться все. Стать выше всех (или опуститься ниже всех) значит оказаться вне всех, отделиться, загордиться, обособиться, погибнуть.