Исходные данные
Под этот профиль подходят небольшие розничные магазины любой специализации — те, которые ведут торговлю одеждой, посудой, ювелирными изделиями, детскими товарами, а также мясные и молочные магазины, магазины канцтоваров, зоомагазины и т. д. Товаров в их номенклатуре значительно больше — несколько тысяч. Поэтому, как правило, они уже умеют работать со штрихкодами и освоили базовые приёмы попозиционного учёта товаров. Их задача — вести более глубокую аналитику продаж, сократить время на инвентаризацию, тщательнее отслеживать складские остатки, а также получить гибкие инструменты для ценообразования и развития базы клиентов.
Что можно автоматизировать?
Когда товаров в одном магазине много, возможностей простого учёта перестаёт хватать. Чтобы перейти на следующую ступень автоматизации, придётся перестроить некоторые бизнес-процессы (в частности приёмку товара) и начать вести складской учёт — фиксировать в кассовой программе не только название товара, его артикул и цену, но и цену закупки у поставщика, цену продажи, количество остатков на складе. Возможно, потребуется нанять отдельного товароведа, который будет заниматься формированием ассортимента и цен, следить за остатками, своевременно пополнять запасы. Зато при такой схеме возможности онлайн-касс реализуются на полную, а малой рознице становятся доступны те же инструменты автоматизации, что и крупному бизнесу.
Многие современные кассовые программы имеют функции, позволяющие работать с лояльностью покупателей. Раньше это было доступ но только крупным ритейлерам с их сложными и дорогими ИТ-решениями
1. Определение самых маржинальных товаров
Помимо выявления самых ходовых товаров, владель цу бизнеса полезно понять, какие товары приносят ему наибольшую прибыль. Такие товары стоит переложить на более видное местов магазине, чтобы их продаваемость выросла. В крупных розничных сетях этой деятельностью занимаются специалисты по мерчандайзингу. Отчёты по самым маржинальным товарам умеют составлять товароучётные системы практически всех кассовиков.
2. Выявление залежалых остатков (малоподвижного ассортимента)
Онлайн-касса может в считанные минуты составлять списки товаров, которые залёживаются и плохо оборачиваются. Можно сделать на них акцию или больше не проводить по ним закупку.
3. Наведение порядка с закупкой и инвентаризацией
Так как все поступления и списания автоматически отражаются в товароучётной системе, вы всегда будете в курсе остатков и вовремя закажете нужный товар. Касса может фиксировать, если что‑то ушло в бой или списано как скоропортящийся товар, было украдено или обнаружилась пересортица. Проводить инвентаризацию станет в разы проще и быстрее. У таких разработчиков программного обеспечения, как «1С» и «МойСклад», имеются специализированные решения для складского учёта, которые подходят в том числе для малой розницы (но для микробизнеса они будут избыточны). Как понять, что они вам нужны? Всё просто: если работать в Excelвам неудобно из‑за больших каталогов товаров, инвентаризация растягивается на несколько дней, а в складских документах царит неразбериха, то стоит задуматься об автоматизации складского учёта.
4. Автоматическая скидка
В некоторых магазинах возникает необходимость, помимо разовых распродаж и акций,назначить регулярную скидку. Например, чтобы в вечернее время реализовать залежавшуюся выпечку или молочную продукцию с подходящим к концу сроком годности либо чтобы привлечь в магазин пенсионеров в утренние часы. Подобный функционал реализован в таких системах автоматизации, как «1С: Розница», «Эвотор», LiteBox, «Контур.Маркет», «МойСклад», «Мерката», Life Pay, i-Retail, Qasl и др.
5. Программы лояльности
Функции, направленные на работу с лояльными покупателями, предлагают сегодня многие кассовые программы. Они включают ведение базы клиентов, назначение персональных скидок по картам лояльности, СМС- и email-рассылки по определённым группам клиентов (например, поздравления с 8 Марта отправляются только женской аудитории). «Однако ведение таких программ требует от бизнеса высокой организованности и дисциплины, а от кассира — дополнительных действий, — предупреждает Максим Митусов, руководитель проекта «МодульКасса». — Примерно для 90% мелких розничных точек такие решения попросту избыточны». Нужно будет не только разработать дизайн карт, распечатать их и выдать клиентам, но и проанкетировать их, внести в базу с указанием пола, возраста, даты выдачи карты, телефона и адреса электронной почты. Возможно, потребуется потратиться на специальный ридер для карт лояльности с магнитной полосой — в противном случае кассиру придётся вбивать номер карты в систему вручную. Подумайте, оправдает ли цель средства. «Возможно, стоит вначале попробовать «партизанские» инструменты лояльности, — предлагает эксперт, — по примеру кофеен, которые ставят отметки на бумажные карточки и после определённого количества покупок дают напиток в подарок».