Найти тему

Почему я не люблю русскоязычные фриланс-биржи

Здравствуйте! С вами на связи "Фриланс без сахара" и я, Lena PinkNapalm, топ-рейтед фрилансер на Upwork и опытный видеомонтажер. Я уже давно и прочно обосновалась на фриланс-бирже Upwork: там я ищу клиентов, там формируются долгие партнерские отношения, там я выстраиваю свое портфолио и стараюсь его делать все лучше и лучше.

Русскоязычные биржи вроде fl.ru мне совсем не приглянулись. И вот несколько причин:

1. Контингент фрилансеров

В русскоязычном сегменте интернета я стала замечать очень много онлайн-курсов, статей, псевдоучебных материалов, в которых мега-гуру обещают научить вас с нуля зарабатывать на фрилансе. Люди без профессии (и что уж тут скрывать, в основном, без мозгов) ломятся на биржи по совету гур. А что делать, если деньги за недокурсы уже уплачены? Как же иначе быть, если в статьях уже пообещали успешный успех без вложений и знаний? Огромный процент обитателей бирж - это безответственные непрофессионалы. Зачем мне конкурировать с такими фрилансерами?

Denis Samovol
Denis Samovol
"А разве на западных биржах не так?" - спросите вы?

На том же Upwork фрилансеры бывают всякие, это правда. Но тот же Upwork - это биржа международного уровня, с серьезным уровнем конкуренции. С продуманными инструментами верификации профайлов (никаких фейков!), с кармой, с отзывами предыдущих клиентов, которые хорошо видны потенциальным работодателям. Весь механизм Upwork работает на то, чтобы избавить биржу от некачественных поставщиков услуг.

Upwork становится все более возрастным. Там нередко можно встретить фрилансеров в возрасте за 35, с опытом работы в компаниях с мировым именем и рейтами от 150 долларов в час. Такие люди смотрят на фриланс как на вариант предпринимательства.

На том же fl.ru, где нет серьезного фильтра и механизма проверки фрилансера на входе, может зарегистрироваться кто угодно - это во-первых. А во вторых, человек, у которого в резюме есть пара пунктов про работу в престижных компаниях, вряд ли пойдет на русскоязычную биржу. И конкуренция не с теми, и работа не та.

2. Контингент клиентов

Наверное, это заложено в менталитете: хочу услугу, но платить не хочу. Или платить, но очень мало. Клиент на том же fl.ru не сговорчив, скуп, при этом с завышенными требованиями. Заботиться о клиентской репутации тоже нет нужды. На любой проект, который публикует клиент даже без кармы, слетаются десятки потенциальных исполнителей. Озаботиться механизмом безопасной сделки? Зачем, если десятки фрилансеров согласны работать вне платформы, еще и демпингуя друг друга?

3. Уровень проектов

На Upwork нередки интересные заказы от корпораций, энтерпрайзов. Там можно найти долгосрочный контракт с весьма прогрессивной компанией. Серьезная компания с топовым проектом - большая редкость на fl.ru.

Почему на международных биржах все по-другому?

На примере того же Upwork разберемся в механизме взаимодействия "фрилансер-клиент". Провести сделку вне биржи невозможно. Контактные данные тщательно скрываются, попытка перевести работу на прямой контракт, в обход биржи, пресекаются биржей вплоть до пожизненного бана. Контракт должен закончиться оценкой как фрилансера, так и работодателя. И эта оценка будет видна всем, и она будет иметь значение. Это не избавляет от вероятности мошенничества с обеих сторон, как со стороны клиента, так и фрилансера, но минимизирует эту вероятность. На fl.ru, например, можно запросто расшарить свои контактные данные и перевести общение фрилансер-заказчик на любую другую платформу, в обход биржи. А это значит, что в случае конфликтной ситуации биржа уже не поможет ни той, ни другой стороне. Полная анархия. Делай, что хочешь, кидай, кого хочешь.

В результате, на русскоязычных биржах сложилась очень неприятная ситуация: у клиента и исполнителя не получается взаимодействия. Это какое-то странное противостояние. Фрилансер идет на биржу с предвзятым отношением к клиенту (он в представлении фрилансера по дефолту не очень умный тиран и кровопийца, заставляющий работать за копейки). Представление клиента о фрилансере - это необязательный "мальчик на побегушках", которому достойную оплату предлагать, в общем-то не за что. Фрилансеры страдают от истеричных клиентов, клиенты стонут: очередной фрилансер исчез, не закончив проект. Обе стороны оказываются у разбитого корыта.

Есть ли у вас опыт (фрилансерский, клиентский) на русскоязычных биржах? Понравился ли вам этот опыт? Поделитесь в комментариях!