Найти тему
Ритм Евразии

Черноморский регион: политконъюнктурные «сверхзадачи» не способны отменить долгосрочные интересы

В ряде западных СМИ в последнее время нередки прогнозы о том, что санкции против России, в которых участвуют многие страны-члены Организации Черноморского экономического сотрудничества (Венгрия, Греция, Румыния, Болгария, Албания), наряду с давними политическими конфликтами между Ереваном и Баку, как и между Москвой и Тбилиси, работают против ОЧЭС. Бесспорно, все это, как и ситуация в российско-украинских взаимоотношениях, не способствует эффективному сотрудничеству. Тем не менее организация на практике доказывает свою дееспособность, что подтвердило недавно состоявшееся в Ереване заседание глав/представителей МИД стран-участниц ОЧЭС.

ОЧЭС провозглашена 25 июня 1992 г. на саммите в Стамбуле глав государств и правительств Азербайджана, Албании, Армении, Болгарии, Греции, Грузии, Молдавии, России, Румынии, Турции и Украины. В 2004 г. в организацию вступила Сербия. Наблюдатели в ОЧЭС – Австрия, Белоруссия, Германия, Египет, Израиль, Италия, Польша, Словакия, США, Франция, Тунис, Хорватия, Чехия. А также – Европейская комиссия, Конференция Энергетической хартии.
Органом, принимающим решения в ОЧЭС, является Совет министров иностранных дел, созываемый дважды в год. Комитет старших должностных лиц, представляющих министров иностранных дел стран-участниц, созывается четыре раза в год. Председательство в ОЧЭС – полугодовое на ротационной основе.

Сотрудничество стран ОЧЭС предопределяется самой географией региона и, соответственно, их экономико-географической взаимозависимостью. Скажем, совокупная доля транзита между причерноморскими странами в общем объеме их внешнеторговых перевозок ежегодно достигает 30-35%. А, например, в сфере электроэнергетики доля взаимопоставок электричества между странами-участницами в обеспечении их общего спроса на этот «продукт» превышает 15%. Причем спрос на транзитные услуги и электроэнергию отнюдь не уменьшается.

Перед открытием встречи состоялась церемония фотографирования прибывших в Ереван дипломатов
Перед открытием встречи состоялась церемония фотографирования прибывших в Ереван дипломатов

Уже только эти обстоятельства диктуют необходимость двух- и многостороннего взаимодействия по развитию в Черноморском бассейне трансрегиональных транзитных и энергокоридоров, пунктов стыковки национальных транспортных и энергосистем, унификации правил перевозок и поставок электричества, как и тарифной политики на транспорте и при обмене электроэнергией, и т.п. Потому неудивительно, что на том же заседании подтвердилась заинтересованность всех стран организации в реализации общерегиональных программ ОЧЭС. Программ, нацеленных, прежде всего, на развитие сквозных железнодорожных и паромно-железнодорожных маршрутов, формирование единой системы взаимопоставок электроэнергии, кольцевой автодорожной сети.

Эти проекты по очевидным причинам выгодны всем странам региона, чем и объясняется коллективное их участие в таких проектах. Скажем, общерегиональные автодорожное и электроэнергетическое «кольца» намечено ввести в действие в период 2025-2030 гг., в тот же период страны-участницы намерены завершить формирование единой системы услуг и расценок по транзиту в регионе.

Параллельно автомобильной трассе запланировано Черноморское электроэнергетическое кольцо для взаимопоставок электроэнергии
Параллельно автомобильной трассе запланировано Черноморское электроэнергетическое кольцо для взаимопоставок электроэнергии

Но, пожалуй, не менее (если не более) характерно то, что сотрудничество по данным и смежным направлениям осуществляется вопреки попыткам политически усложнить его в контексте известных конфликтных ситуаций в регионе. В ходе саммита в Ереване Армения передала свое председательство в организации Азербайджану. Что тоже весьма символично с учетом известного конфликта между обеими сторонами. При этом и в Баку, и в Ереване выступают, повторим, за дальнейшее участие в общерегиональных программах сотрудничества, резонно полагая, что они, пусть и косвенно, но позволяют снижать градус конфронтации.  

 Характерна в этой связи официальная позиция российского МИД, обозначенная еще в канун заседания в Ереване. Согласно коммюнике совещания межведомственной комиссии РФ по делам ОЧЭС, состоявшегося в преддверии ереванского заседания, российская сторона «уверена, что взаимодействие в рамках ОЧЭС должно оставаться вне политизации». При этом подчеркнута «важность повышения практической отдачи от неполитизированного сотрудничества в рамках ОЧЭС, расширения торговых, экономических и деловых связей, реализации востребованных международных проектов в Черноморском регионе». Такой подход, как показал ереванский саммит, проявляют и другие страны региона.

Но, конечно, говорить об абсолютной бесконфликтности не приходится. Так, ряд экспертов Армении считают, что в структурах ОЧЭС проявляется тренд к некоей «консолидированной» позиции Украины, Грузии и Азербайджана относительно конфликтов первых двух стран с РФ и Азербайджана – с Арменией. Армянский политолог Ерванд Бозоян отмечает: «Нельзя не учитывать фактор присутствия в ОЧЭС Украины, Грузии, Молдовы и Азербайджана, которых объединяет проблема нерешенных конфликтов. Поэтому они пытаются включать политические вопросы и выступать с консолидированной позицией по этому направлению». Участие же Армении в этой структуре, по оценке Е. Бозояна, вовсе не означает, что Ереван рассчитывает на какие-либо «дивиденды». Она играет в этом контексте, помимо всего прочего, еще и «сдерживающую роль для некоторых стран, что можно расценивать как положительный фактор».

Тем не менее присутствие «тройки» – Украина, Грузия и Азербайджан – в ОЧЭС показывает, что общерегиональное сотрудничество ей выгодно в долгосрочном плане, хотя Киев, Тбилиси и Баку и продолжают явственно балансировать между политическими приоритетами и экономическими интересами. О том же говорит факт участия в работе ереванского форума замминистра иностранных дел Азербайджана Махмуда Мамедгулиева и представителя МИД Турции по линии многостороннего экономического сотрудничества Омара Кючука.

Все означенные факторы надлежащим образом оценены генсеком ОЧЭС М. Кристидесом: он не только поблагодарил Армению «за интенсивную работу в организации», но и подчеркнул, что она «уже превратилась в устоявшуюся структуру, которая способствует экономическому сотрудничеству между странами-участницами».

Как отметил на форуме замминистра иностранных дел Армении Карен Назарян, «в рамках нашего председательства мы сосредоточились на основных направлениях взаимодействия в таких сферах, как экономика и торговля, телекоммуникации, энергетика, транспорт, туризм, наука и образование. Армения продолжит активно работать в ОЧЭС, обращая особое внимание на экономическую компоненту сотрудничества». В то же время он четко обозначил позицию Еревана относительно политконъюнктуры: «Мы считаем неприемлемыми попытки политизировать деятельность Организации путем принятия документов, выходящих за пределы ее полномочий и противоречащих Уставу».

Он отметил, например, что в последние годы Парламентской ассамблеей (ПА) организации допускаются политизированные оценки взаимоотношений между некоторыми странами-участницами, а это препятствует развитию взаимовыгодного сотрудничества в рамках ОЧЭС. Напомним в этой связи, что в ноябре 2017 г. делегация Армении покинула заседание ПА ОЧЭС в Киеве. Поводом стало то, что главы делегаций Азербайджана и Украины Асаф Гаджиев и Людмила Денисова уединились вместе с руководством организации для внесения в итоговую декларацию поправки насчет региональных конфликтов в ОЧЭС-регионе. А эта поправка фактически поддерживала позицию Азербайджана и Украины в отношении их конфликтных ситуаций, соответственно с Арменией и РФ, хотя и без прямого упоминания этих ситуаций. Эксцесс в конечном итоге удалось урегулировать, но осадок остался…

 Что же касается приоритетных направлений «председательской» работы Азербайджана в ОЧЭС, они, судя по высказываниям М. Мамедгулиева, замглавы азербайджанского МИД, проистекают из устава организации и ее общерегиональных программ, в коих участвует и Азербайджан. При этом азербайджанская сторона настроена на активизацию экономического взаимодействия с другими странами-участницами ОЧЭС.

Так или иначе, но сам факт более чем 20-летнего существования ОЧЭС и реализации в ее рамках многосторонних программ показывает, что долгосрочные экономические интересы всех стран-участниц – по крайней мере в Черноморском регионе – остаются сильнее политконъюнктурных «сверхзадач» ряда стран.