В ряде западных СМИ в последнее время нередки прогнозы о том, что санкции против России, в которых участвуют многие страны-члены Организации Черноморского экономического сотрудничества (Венгрия, Греция, Румыния, Болгария, Албания), наряду с давними политическими конфликтами между Ереваном и Баку, как и между Москвой и Тбилиси, работают против ОЧЭС. Бесспорно, все это, как и ситуация в российско-украинских взаимоотношениях, не способствует эффективному сотрудничеству. Тем не менее организация на практике доказывает свою дееспособность, что подтвердило недавно состоявшееся в Ереване заседание глав/представителей МИД стран-участниц ОЧЭС.
ОЧЭС провозглашена 25 июня 1992 г. на саммите в Стамбуле глав государств и правительств Азербайджана, Албании, Армении, Болгарии, Греции, Грузии, Молдавии, России, Румынии, Турции и Украины. В 2004 г. в организацию вступила Сербия. Наблюдатели в ОЧЭС – Австрия, Белоруссия, Германия, Египет, Израиль, Италия, Польша, Словакия, США, Франция, Тунис, Хорватия, Чехия. А также – Европейская комиссия, Конференция Энергетической хартии.
Органом, принимающим решения в ОЧЭС, является Совет министров иностранных дел, созываемый дважды в год. Комитет старших должностных лиц, представляющих министров иностранных дел стран-участниц, созывается четыре раза в год. Председательство в ОЧЭС – полугодовое на ротационной основе.
Сотрудничество стран ОЧЭС предопределяется самой географией региона и, соответственно, их экономико-географической взаимозависимостью. Скажем, совокупная доля транзита между причерноморскими странами в общем объеме их внешнеторговых перевозок ежегодно достигает 30-35%. А, например, в сфере электроэнергетики доля взаимопоставок электричества между странами-участницами в обеспечении их общего спроса на этот «продукт» превышает 15%. Причем спрос на транзитные услуги и электроэнергию отнюдь не уменьшается.
Уже только эти обстоятельства диктуют необходимость двух- и многостороннего взаимодействия по развитию в Черноморском бассейне трансрегиональных транзитных и энергокоридоров, пунктов стыковки национальных транспортных и энергосистем, унификации правил перевозок и поставок электричества, как и тарифной политики на транспорте и при обмене электроэнергией, и т.п. Потому неудивительно, что на том же заседании подтвердилась заинтересованность всех стран организации в реализации общерегиональных программ ОЧЭС. Программ, нацеленных, прежде всего, на развитие сквозных железнодорожных и паромно-железнодорожных маршрутов, формирование единой системы взаимопоставок электроэнергии, кольцевой автодорожной сети.
Эти проекты по очевидным причинам выгодны всем странам региона, чем и объясняется коллективное их участие в таких проектах. Скажем, общерегиональные автодорожное и электроэнергетическое «кольца» намечено ввести в действие в период 2025-2030 гг., в тот же период страны-участницы намерены завершить формирование единой системы услуг и расценок по транзиту в регионе.
Но, пожалуй, не менее (если не более) характерно то, что сотрудничество по данным и смежным направлениям осуществляется вопреки попыткам политически усложнить его в контексте известных конфликтных ситуаций в регионе. В ходе саммита в Ереване Армения передала свое председательство в организации Азербайджану. Что тоже весьма символично с учетом известного конфликта между обеими сторонами. При этом и в Баку, и в Ереване выступают, повторим, за дальнейшее участие в общерегиональных программах сотрудничества, резонно полагая, что они, пусть и косвенно, но позволяют снижать градус конфронтации.
Характерна в этой связи официальная позиция российского МИД, обозначенная еще в канун заседания в Ереване. Согласно коммюнике совещания межведомственной комиссии РФ по делам ОЧЭС, состоявшегося в преддверии ереванского заседания, российская сторона «уверена, что взаимодействие в рамках ОЧЭС должно оставаться вне политизации». При этом подчеркнута «важность повышения практической отдачи от неполитизированного сотрудничества в рамках ОЧЭС, расширения торговых, экономических и деловых связей, реализации востребованных международных проектов в Черноморском регионе». Такой подход, как показал ереванский саммит, проявляют и другие страны региона.
Но, конечно, говорить об абсолютной бесконфликтности не приходится. Так, ряд экспертов Армении считают, что в структурах ОЧЭС проявляется тренд к некоей «консолидированной» позиции Украины, Грузии и Азербайджана относительно конфликтов первых двух стран с РФ и Азербайджана – с Арменией. Армянский политолог Ерванд Бозоян отмечает: «Нельзя не учитывать фактор присутствия в ОЧЭС Украины, Грузии, Молдовы и Азербайджана, которых объединяет проблема нерешенных конфликтов. Поэтому они пытаются включать политические вопросы и выступать с консолидированной позицией по этому направлению». Участие же Армении в этой структуре, по оценке Е. Бозояна, вовсе не означает, что Ереван рассчитывает на какие-либо «дивиденды». Она играет в этом контексте, помимо всего прочего, еще и «сдерживающую роль для некоторых стран, что можно расценивать как положительный фактор».
Тем не менее присутствие «тройки» – Украина, Грузия и Азербайджан – в ОЧЭС показывает, что общерегиональное сотрудничество ей выгодно в долгосрочном плане, хотя Киев, Тбилиси и Баку и продолжают явственно балансировать между политическими приоритетами и экономическими интересами. О том же говорит факт участия в работе ереванского форума замминистра иностранных дел Азербайджана Махмуда Мамедгулиева и представителя МИД Турции по линии многостороннего экономического сотрудничества Омара Кючука.
Все означенные факторы надлежащим образом оценены генсеком ОЧЭС М. Кристидесом: он не только поблагодарил Армению «за интенсивную работу в организации», но и подчеркнул, что она «уже превратилась в устоявшуюся структуру, которая способствует экономическому сотрудничеству между странами-участницами».
Как отметил на форуме замминистра иностранных дел Армении Карен Назарян, «в рамках нашего председательства мы сосредоточились на основных направлениях взаимодействия в таких сферах, как экономика и торговля, телекоммуникации, энергетика, транспорт, туризм, наука и образование. Армения продолжит активно работать в ОЧЭС, обращая особое внимание на экономическую компоненту сотрудничества». В то же время он четко обозначил позицию Еревана относительно политконъюнктуры: «Мы считаем неприемлемыми попытки политизировать деятельность Организации путем принятия документов, выходящих за пределы ее полномочий и противоречащих Уставу».
Он отметил, например, что в последние годы Парламентской ассамблеей (ПА) организации допускаются политизированные оценки взаимоотношений между некоторыми странами-участницами, а это препятствует развитию взаимовыгодного сотрудничества в рамках ОЧЭС. Напомним в этой связи, что в ноябре 2017 г. делегация Армении покинула заседание ПА ОЧЭС в Киеве. Поводом стало то, что главы делегаций Азербайджана и Украины Асаф Гаджиев и Людмила Денисова уединились вместе с руководством организации для внесения в итоговую декларацию поправки насчет региональных конфликтов в ОЧЭС-регионе. А эта поправка фактически поддерживала позицию Азербайджана и Украины в отношении их конфликтных ситуаций, соответственно с Арменией и РФ, хотя и без прямого упоминания этих ситуаций. Эксцесс в конечном итоге удалось урегулировать, но осадок остался…
Что же касается приоритетных направлений «председательской» работы Азербайджана в ОЧЭС, они, судя по высказываниям М. Мамедгулиева, замглавы азербайджанского МИД, проистекают из устава организации и ее общерегиональных программ, в коих участвует и Азербайджан. При этом азербайджанская сторона настроена на активизацию экономического взаимодействия с другими странами-участницами ОЧЭС.
Так или иначе, но сам факт более чем 20-летнего существования ОЧЭС и реализации в ее рамках многосторонних программ показывает, что долгосрочные экономические интересы всех стран-участниц – по крайней мере в Черноморском регионе – остаются сильнее политконъюнктурных «сверхзадач» ряда стран.