Случившаяся 3 июля авария на Мингечаурской теплоэлектростанции, в результате которой страна оказалась полностью обесточенной, породила в Азербайджане множество вопросов. Ими до сих пор задаются не только власти, но и население. Как могло случиться, что в стране, которая последние годы прочно «стояла на ногах» в области энергетики и сама являлась важнейшим экспортером как электроэнергии, так и других важнейших энергоресурсов (нефти, нефтепродуктов и газа), в одночасье оказалась в некоем энергетическом коллапсе? Таком, какой в свое время пережили соседние Грузия и Армения: первая – в первые годы после обретения независимости из-за прекращения газо- и электроснабжения из России, вторая – после спитакского землетрясения, когда власти были вынуждены остановить атомную электростанцию.
В бакинском метро из-за отключения электроэнергии поезда остановились на полпути к станциям, и пассажиров пришлось выводить на «свет» по темным тоннелям. В самую жару в домах у населения и на торговых объектах отключились холодильники, перестали работать системы кондиционирования и вентиляции, прекратилось водоснабжение, вышла из строя система связи. Без света остались больницы, и возникла угроза жизни пациентов, подключенных к различным системам жизнеобеспечения. Прекратили работу аэропорт, многие виды транспорта...
Хотя энергоснабжение в течение нескольких часов было восстановлено, вечером того же дня (3 июля) подача электроэнергии вновь прекратилась и была возобновлена лишь в результате принятых соответствующими службами мер.
Мингечаурская ГЭС – одна из крупнейших электростанций в Закавказье, обеспечивающая энергией значительную часть Азербайджана и поставляющая энергию в соседние государства. Она расположена на реке Кура в северной части страны. Сдана в эксплуатацию в 1954 г.
Официальной причиной происшедшей в Мингечауре аварии называется жара, из-за которой вышел из строя, взорвался и загорелся трансформатор. Президент Ильхам Алиев на следующий день после случившегося созвал срочное совещание в связи с ситуацией в энергосистеме страны и задал руководителям ответственных за энергоснабжение ведомств те же самые вопросы, которые задают себе и властям жители республики.
И. Алиев подчеркнул, что в энергетический сектор вложены очень большие инвестиции, и призвал соответствующие органы серьезно расследовать причины аварии. «За последние 15 лет в Азербайджане были сданы в эксплуатацию десятки новых электростанций. За последние 15 лет были построены новые электростанции мощностью 2500 мегаватт. В настоящее время наш энергетический потенциал составляет 6400 мегаватт. Из них 2500 мегаватт, как я уже отметил, были созданы за последние 15 лет. Во всех регионах нашей страны – в городах Баку, Сумгайыте, Ширван, Астаринском, Хачмазском, Шекинском, Губинском районах – были построены новые электростанции. В то же время в регионах были созданы гидроэлектростанции, – говорится в заявлении И. Алиева, распространенном азербайджанскими СМИ. – То есть география этих станций показывает, что мы стремимся к строительству новых станций во всех регионах нашей страны для обеспечения устойчивости энергетической системы. Однако в результате одной аварии вышла из строя, можно сказать, вся энергетическая система».
Происшедшее, подчеркнул президент, вызывает очень серьезные вопросы, и их необходимо серьезно расследовать. «…Эти аварии не должны были произойти. А если даже произошли, то не должны были привести к таким последствиям. Аварии случаются и в этой отрасли, и в других отраслях. Ни в одной стране мира никто не застрахован от аварий. Однако авария должна носить локальный характер. Авария, произошедшая на одной станции, нанесла большой удар по всей нашей энергетической системе. Поэтому необходимо провести серьезное расследование, виновные должны быть привлечены к ответственности. Хочу еще раз отметить, что следует подготовить такой план мероприятий, чтобы в дальнейшем мы могли уберечь себя от таких аварий и их возможных последствий», – заявил президент.
Его распоряжением создана специальная государственная комиссия, которую возглавил заместитель премьер-министра Ягуб Эйюбов. Доложив на заседании о принятых с целью ликвидации последствий аварии мерах, он сообщил, что для более точного установления причин аварии создана экспертная комиссия, в состав которой вошли специалисты министерств энергетики, по чрезвычайным ситуациям, Национальной академии наук, Университета нефти и промышленности. Возглавил комиссию директор Института физики НАН Азербайджана Назим Мамедов. Первые результаты расследования причин аварии комиссия обещает доложить через неделю.
Серьезных нареканий президента страны удостоился руководитель ОАО «Азерэнерджи» Этибар Пирвердиев. Особенно возмутили И. Алиева ссылки чиновника на «небывалую жару». «Есть страны, где жарче, чем у нас. Такие аварии там не происходят. А когда случаются, то энергетическая система страны не выходит из строя», – заявил глава государства и пристыдил руководителя энергокомпании за те неудобства и ущерб, которые отключение энергоснабжения принесло населению и экономике страны.
Согласно заключению, которое после осмотра Мингечаурской станции сделал министр по чрезвычайным ситуациям Азербайджана Кямаледдин Гейдаров, руководство станции не учло ни одного из замечаний в вопросах безопасности, которые были сделаны соответствующими ведомствами ранее. «Территория не была очищена от сухой травы. Ни одна из охлаждающих установок не работала. Притом что температура поступающей по охладительному каналу воды, получаемой со дна Мингечевирского водохранилища, – правда, сейчас говорят, что это застарелая проблема, – должна была составлять 12 градусов, в день аварии температура воды была 28 градусов, а вчера – 26 градусов. То есть это мешает работам по охлаждению», – передают азербайджанские СМИ объяснение министра на чрезвычайном совещании у президента.
Генпрокуратура Азербайджана по факту аварии на Мингечаурской ГЭС возбудила уголовное дело по статьям «нарушение правил пожарной безопасности», «злоупотребление должностными полномочиями» и «халатность», а генпрокурор республики Закир Гаралов поставил на совещании тот же вопрос, который руководителю «Азерэнерджи» адресовал президент. И дал предварительный ответ на него. «Почему в результате аварии на одной станции выходит из строя вся наша энергосистема? Мнение специалистов заключается в том, что "Азерэнержи" не выстроила до конца по стране службу релейной защиты», – заключил генпрокурор.
Не избежал нареканий и руководитель бакинского метрополитена, так как выяснилось, что в его хозяйстве отсутствуют собственные генераторы, которые могли бы обеспечить энергоснабжение объекта в случае подобных крупных аварий в энергосистеме страны. И. Алиев потребовал от руководства метрополитена срочно представить предложения по установке на всех станциях метро генераторов.
В связи с аварией на Мингечаурской станции в соцсетях и СМИ муссируются самые разные версии, в том числе о возможной диверсии и «электронном вмешательстве умелого хакера», но официальные структуры Азербайджана открыто эту версию не рассматривают и от комментариев по данной теме воздерживаются.
В беседе с корреспондентом «Ритма Евразии» азербайджанский эксперт Ильгар Велизаде отметил, что специалистом в области энергетики он не является, но вопросы относительно аварии в Мингечауре возникли и у него, как и у большинства рядового населения страны. «В связи с этой аварией возникло множество вопросов, которые озвучил и президент Азербайджана. Как случилось, что вся энергосистема страны оказалась зависимой от одной электростанции? Возникла парадоксальная ситуация, так как за последние годы в Азербайджане было построено много новых электростанций и введены в строй новые энергетические мощности. Мы удовлетворяли спрос в электроэнергии не только нашей страны, но и экспортировали ее за рубеж, в Россию, Иран, Грузию. Тот факт, что Россия и Грузия первыми откликнулись на нашу беду и начали поставки электроэнергии Азербайджану, говорит об устойчивости нашего сотрудничества с соседними странами в сфере энергетики. Но дополнительные внешние мощности не могут заменить внутренних. Эти вопросы звучали на совещании у президента, и руководитель "Азерэнерджи" не смог дать на них надлежащие ответы», – считает И. Велизаде.
По его словам, подобной масштабной аварии в энергосистеме Азербайджана после начала 2000-х годов не было. Но в тот период все списывалось на устаревшее оборудование и сети и необходимость их реабилитации. После проведенных реабилитационных и реконструкционных работ аварии были практически устранены.
По информации И. Велизаде, версии относительно диверсии или электронного вмешательства в энергосистему мало интересуют население страны, так как в повестке дня остро стоит преодоление социально-экономических последствий случившегося. «Авария создала населению массу проблем, которые чувствительно ударили по рядовым семьям. В разгар 50-градусной жары отключились холодильники, прекратилось водоснабжение, люди застряли в лифтах и метро. И в такой ситуации им не до рассуждений о политической подоплеке случившегося», – резонно отметил собеседник «Ритма Евразии».
По его мнению, авария может нанести серьезный ущерб и международному имиджу Азербайджана как надежного поставщика энергоресурсов на мировые рынки. Поэтому крайне важны как детальное расследование причин случившегося, так и предотвращение подобных инцидентов в будущем.