Испания - неисчерпаемый источник сюжетов, связанных с мертвыми телами. Недаром в их латиноамериканских колониях культ Смерти так хорошо зашел. Рассматриваем полотна про то, как тревожили могилу великого героя Эль Сида и его возлюбленной прекрасной Химены, читаем про мощевик атеиста с королевскими зубами от директора Лувра, а также узнаем про "самый популярный сувенир" среди vip-любителей истории Испании.
Начнем издалека: Доминик Виван-Денон был великий человек. Помимо всего прочего, мы обязаны ему египтоманией: он сопровождал Наполеона в Египетском походе, и после издал альбом зарисовок (откуда много почерпнул стиль ампир). Кроме того, он был первым директором Лувра: когда Наполеон по всей Европе занимался экспроприацией ценностей, Денон лично отбирал лучшие картины для музея. Потом, правда, когда императора тогось, победители (в особенности Италия) растащили все по домам обрано. Но он умудрился так договориться, что кое-что все же осталось в Париже.
Помимо гравюр, камей и прочего такого красивого, он собирал и то, что сегодня мы бы назвали "трофеями маньяка".
Так, Денон велел изготовить для себя «мощевик атеиста», в который поместил, помимо прочего, зуб Вольтера, фрагменты останков Абеляра с Элоизой и клочок бороды знаменитого бонвивана Генриха Наваррского, полученный при осквернении его могилы в 1793 году.
Вообще во Французскую революцию народ активно вскрывал все какие попало гробницы из-за милого и наивного обычая хоронить людей в драгоценностях.
Делалось все это, конечно, под соусом борьбы с монархией и религией (ровно как у нас в 1917-м).
Идея же мощевика Денона была в том, чтобы хранить там не чудотворные реликвии всяких там христианских глупых святых, а останки истинно великих людей, пусть некоторые даже совсем безбожники. Зато значимы для культуры и истории.
Содержание мощевика:
1) Фрагменты костей Эль Сида и доньи Химены.
2) Фрагменты костей Абеляра и Элоизы
3) Волосы Аньес Сорель и Инес де Кастро
4) Волосы из усов Генриха Наваррского и клок савана виконта де Тюренна
5) Косточки Мольера и Лафонтена
6) Кусок зуба Вольтера и локон генерала Дезе
Чтобы наполнить этот ковчег вышеперечисленными некрофильскими сувенирами, Денон и его знакомые, а также просто фанаты-читатели (присылавшие ему подарки), активно занимались вскрытием могил.
***
Остановимся на одном из них -- осквернении могилы великого испанского героя Эль Сида, поскольку этому посвящено достаточно заметное количество произведений искусства, причем Денона в них тоже изображали. Это однообразные картины на (судя по всему) вымышленный сюжет, разумеется -- прославляющий Францию. Мол, великий ученый, в разгаре наполеоновских войн, бушевавших на Пиренейском полуострове, нашел время и возможности привести в порядок оскверненную могилу великого рыцаря.
Факты же, которые мне удалось найти, таковы: в 1808 году французы под предводительством маршала Нея взяли Бургос (читайте цикл про стрелка Шарпа) и разграбили могилу великого героя Эль Сида и его жены Химены, которая находилась в монастыре. А французский военный губернатор так был шокирован этим поступком, что перезахоронил героя с почестями в новой могиле в соборе.
Так что возникают вопросы к картине:
откуда на ней Денон вообще не понятно -- вроде бы считается, что тот губернатор послал кусок Эль Сида упомянутому Денону в качестве сувенира в мощевик, и все.
Впрочем, расширенная и вероятно, более правдивая версия истории такая. Благородный губернатор Поль Тибо не просто сумел спасти кости героя от окончательного осквернения и уничтожения. Чтобы охотники за сувенирами не растаскали, он положил косточки в коробочку и держал у себя под кроватью, ну, чтоб совсем с гарантией сберечь от мимопроходилов. А под подушку клал револьвер, чтобы отбиваться от туристов. И только когда великий Денон проезжал по Испании через соответственно, Бургос, этот Тибо отщипнул ему кусочек мощей. В мемуарах генерала все подробно описано.
Ну, то есть картина все равно вранье, потому что изображено изъятие костей из монастыря, а Денон приехал сильно после этого, когда кости уже были в чемодане под кроватью. И в новую могилу, в соборе, Денон тоже их не клал, потому что Тибо поставил этот памятник позже.
Кстати, после этого приключения покойного Эль Сида и возлюбленной его Химены продолжались. Испания была освобождена от французов. Но испанцев раздражало, что над гробницей их героя стоит поставленный французами монумент. Его разбили.
В 1826 году останки перевезли обратно в монастырь San Pedro de Cardeña в том же Бургосе. Надгробие оставили то же, но передвинули его, насколько я поняла, в другое место храма, более проходимое, не то, что на рисунках и гравюрах.
В 1842 году из-за плохого состояния монастыря захоронение было решено переместить обратно в собор. Где-то в эти годы некоторые кости были еще растащены на сувениры и оказались в Германии. В 1882 году один из Гогенцоллернов вернул фрагменты из своего замка. По этому случаю провели очередную торжественную церемонию пере- (или под) захоронения, я, если честно, совсем запуталась. Вот она ниже на фото.
В последующие годы появлялись все новые кусочки скелета Сида, похищенные когда-то на сувениры. Обычно их находили в вещах покойных членов комиссии по перезахоронению, гм.
В 1921 году была проведена очередная роскошная процедура по перезахронению Сида, в которой принял участие король Альфонс XII.
Тем не менее, на протяжении ХХ века продолжают всплывать все новые фрагменты костей. Но эта не та история, что с 5 черепами Иоанна Крестителя: при перезахронениях кости Сида были пересчитаны, и там реально не хватает. Могилу, чтобы доложить находки, больше не вскрывают -- косточки кладут рядом в витринах.
***
Покупайте мою книгу "Омерзительное искусство". Там все такое же... гм... доброе. И красивое! на ОЗОНЕ.
Подписывайтесь на мой телеграм-канал про искусство, у меня всегда весело и жизнерадостно.