В конце 20-х годов автомобильный парк страны после первой мировой войны, двух революций 1917 г., гражданской войны и военного коммунизма износился до предела . К 1929 г. три небольших предприятия выпустили всего 1556 грузовых и 150 легковых автомашин, импорт автомобилей достиг рекорда, но и эти 1156 экземпляров были на весь Советский Союз каплей в море. А о какой индустриализации страны можно вести речь, если ещё чуть-чуть и Советская Россия пересядет на гужевые повозки?!
С 1927 г. стали выдвигаться идеи о необходимости покупки лицензии на легковые и грузовые автомобили Форд. О серийном производстве своей легковой модели НАМИ-1 почти не говорили, -она была сложнее и уже устарела до момента выхода на всеобщее обозрение. Автомобили же Форд, мало того, что отличались дешевизной и относительной простотой и ремонтопригодностью конструкции, так и знакомы были советской автомобильной отрасли очень хорошо. В 1929г. 1080 машин из 1156 импортируемых в страну были Фордами.
И вот в 1928 г. советская официальная делегация направилась к Генри Форду и менеджерам компании Дженерал Моторс на переговоры, и 31 мая 1929 г. был подписан договор с Фордом на приобретение лицензии на производство Форд-А и Форд-АА сроком на 10 лет с оказанием американцами нам полной технической поддержки в организации производства. Мы же обязаны были приобрести 72 000 готовых машинокомплектов ( скажу сразу купили гораздо меньше, но об этом в другой раз) со сборкой на нашей территории и перечислить компании, кроме того, 60 млн. рублей (в нынешних деньгах это около 30 млрд. руб.).
С июля 1929 г. начинается строительство нового завода на 100 000 автомобилей в Нижнем Новгороде, заводу присваивается имя «НАЗ». По сути, американцы на достаточно привлекательных для нас условиях согласились создать в стране автомобильную промышленность. Что это? Щедрость? Желание перетянуть Россию в свои союзники? Нет, - просто в это время в США началась «Великая депрессия» и Форд был близок к банкротству со своим потоковым производством, но…Пришёл Советский Союз и Форд получил передышку.
Наш план был прост, - в течении трёх лет на трёх автосборочных предприятиях собрать эти 72 000 машинокомплекта, а за это время будет построен новый завод для полноценного производства этих же машин из наших комплектующих. Автосборочными предприятиями стали: в Нижнем Новгороде 4 цеха завода «Гудок октября», в Москве построили завод им. КИМ (будущий АЗЛК) и в Харькове на базе бывшей сахароварни. Уже с ноября 1929 г. через Мурманск стали приходить комплекты. Первым оказался готов Харьковский автосборочный завод, куда не без охоты были направлены первые 100 Форд-А (седан Tudor Sedan 55-A)и Форд-АА, но газеты молчали. И только 1 февраля 1930 г. из ворот Нижегородского автосборочного предприятия вышли первые «официальные» машины, - грузовики Форд-АА. С ноября же начали собирать форды в Москве
Всего же модель Форд-А в Америке насчитывала 12 модификаций, у нас же собирали две- четырёхдверный фаэтон с матерчатой крышей и двухдверный седан (сейчас бы это назвали трёх дверный кроссовер). Форд-АА в США выпускался в 5 модификациях, не считая бесчисленных кузовных надстроек, у нас же только в двух, - с открытым кузовом и закрытыми тентом. Что же это были за автомобили, - американские Форд -А и АА? А что из себя представляли НАЗ/ГАЗ-А и АА? А об этом в следующий раз.
*Все фотографии использованы с общедоступных интернет-ресурсов*
**Спасибо за лайки, подписку и внимание. Приятного познавания истории**
А что снаружи? (модификации ГАЗ М-1)
Легковые грузовики Победа (М-20) и Волга (М-21)
С чего началась карьера карьерного (МАЗ-525, МАЗ-530)