Найти тему
Книги. Издательство АСТ

«Властелин колец» vs «Игра престолов»

Оглавление

В продажу поступила вторая книга из двенадцатитомного цикла Джона Р. Р. Толкина «История Средиземья», а в конце года мы ждем выхода «Пламени и крови», новой книги Джорджа Мартина, повествующей о династии Таргариенов. Воспользовавшись поводом, мы решили столкнуть «Властелина колец» и «Игру престолов» лбами чтобы выяснить, какая фэнтези-сага объективно круче.

Персонажи

Во «Властелине колец» существует чёткое деление на хороших и плохих. Герои с самого начала и до конца остаются героями, а злодеи почти все уже перешагнули черту, где для них еще возможно искупление. Саурон, назгулы и даже Саруман – это воплощение вселенского зла, которому не положен второй шанс. Арагорн, Гэндальф, Леголас и Гимли свободны от эгоистических и корыстных мотивов (не считать же за них чувства, что гном испытывал к владычице Галадриэль)?

Сравнительно сложными персонажами «Властелина колец» являются Боромир, Голлум и Фродо. Но секундная слабость и неуклюжая попытка завладеть кольцом ради спасения отчего дома быстро привела Боромира к героическому самопожертвованию на берегу Андуина. У Голлума больше шансов на исправление, но случайность плюс одержимость кольцом и его приводят к падению в жерло вулкана. Сложной трагической фигурой получился Фродо – на хоббита свалилась тяжкая, почти неподъёмная ноша. Однако наш герой (с отчетливым мазохистским оттенком) все же смог преодолеть препятствия. Он дошел до Ородруина и поддался воле Кольца только в самом конце пути… после чего обнаружил, что в спасённом им мире для него уже нет места.

-2

У героев Толкина крайне ограничена возможность к развитию. За исключением четвёрки хоббитов, больше других изменившейся за время странствий, остальные персонажи не претерпевают практически никаких изменений. Левел-ап вернувшегося в того света Гэндальфа в итоге ограничился сменой костюма с серого на белый. Леголас и Гимли стали более терпимы друг к другу. Даже взошедший на гондорский престол Арагорн с совершеннолетия знал о том, что происходит из королевского рода и долго шел к возвращению короны предков.

Подобное четкое разграничение добра и зла наряду с отсутствием полутонов органично смотрится в кино, но почти не встречается в реальной жизни. Персонажи «Властелина» так и остаются для нас сказочными героями. В этом отношении население «Песни льда и огня» на голову более интересно, разнообразно и богато сложными образами.

-3

В саге Мартина все игроки неоднозначны. По правилам этой вселенной принципиальные (и несколько наивные) паладины вроде Эддарда Старка погибают, как в жизни, первыми. Большинство из персонажей способны как на гнусные предательства, так и на вполне себе благородные поступки. Они растут, развиваются и меняются под влиянием обстоятельств. Самый отталкивающий в первом томе, Джейме Ланнистер к финалу четвертого превращается в одного из наиболее благородных и симпатичных героев. И да, вопреки ожиданиям к началу «Ветров Зимы» еще живы несколько Старков, что уж говорить о массе других «хороших парней».

В мире «Песни льда и огня» в принципе существенно больше действующих персонажей, чем во «Властелине колец», и большая часть главных героев получились яркими и запоминающимися. Чего стоит один Тирион. А ведь еще есть Дейенерис, Джон Сноу, Арья, Санса, Джейме, Пёс, Давос Сиворт, Бран, Джорах Мормонт, сир Бронн Черноводный – практически у каждого поклонника книг и телевизионного сериала «Игра престолов» есть персонаж, за судьбой которого следить ему интереснее всего.

-4

Особенно это заметно при взгляде на злодеев. Саурон вообще непосредственно не задействован в сюжете (и поэтому, кстати, нагоняет изрядного страху). Саруман удивил разве что глубиной падения. Из величайшего волшебника в Средиземье он превращается в мелкого деспота, тиранящего хоббитов. Жуткие назгулы вызывают мурашки лишь в первом томе в сцене бегства хоббитов до паромной переправы.

Зато в «Песни льда и пламени» есть коварная и язвительная, но по-своему несчастная Серсея, есть отмороженный, но харизматичный Рамси Сноу. На экране в седьмом сезоне весьма неплох Эурон Грейджой и самое главное – мы ведь почти забыли о Джоффри Баратеоне! В общем, победитель первой стычки для нас вполне очевиден.

Результат: Властелин колец vs Игра престолов (0 : 1)

Cеттинг

И Джон Р. Р. Толкин, и Джордж Р. Р. Мартин неслабо вложились в создание своих вселенных. Однако несмотря на героические усилия второго нужно признать, что мир Средиземья все-таки проработан лучше. Благодаря «Сильмариллиону» мы знаем предисторию сеттинга аж с момента Сотворения. А ещё Толкин написал мифологию вымышленного мира, создал сразу два эльфийских языка – квенью и синдарин. Этого ему показалось мало и он... вывел один из этих языков из обращения. В мире Средиземья квенья считается устаревшим языком, наподобие нашей латыни, а в повседневной жизни эльфы пользуются синдарином. Это не говоря уже про сравнительно мелкие достижения вроде создания клокочущего и рычащего языка Мордора и наречия орков.

Мир «Песни льда и пламени» тоже проработан довольно плотно. В вышедшем несколько лет назад путеводителе «Мира льда и пламени» содержится большое количество полезной информации для фанатов. Но Вестерос все же сильно уступает в глубине детализации Средиземью. Мартин и сам это понимает, недаром он ничуть не возражает, когда фанаты называют готовящуюся к выходу хронику Таргариенов «Джорджмартиллионом».

Результат: Властелин Колец vs Игра престолов (1 : 1)

Карта мира

Мир Средиземья детально описан и проработан. Если читатель вдруг магическим образом случайно перенесётся в Край, то, ориентируясь исключительно по описаниям из книг, он сможет добраться не только до трактира «Гарцующий пони», но и до самого Ривендейла.

-5

К западу от Мглистых гор самым крупным человеческим поселением остается Пригорье, на юге раскинулись бескрайние степи Рохана, да примкнулся к скале Минас-Тирит, далеко на северо-востоке у подножия Одинокой горы раскинулся Дейл, Озёрный город. Если путник дружен с эльфами и гномами, его с радостью встретят в Ривендейле, Лориэне, Эреборе да Железных холмах. И всё. Других более-менее известных локаций во «Властелине колец» нет.

Другое дело «Песнь льда и пламени». Здесь потенциальным туристам есть где развернуться. Помимо обширных территорий и разнообразных замков Вестероса есть ещё Вольные города, Залив Работорговцев, Летние острова, а для любителей экстрима всегда можно подыскать туры по Дотракийскому морю и землям за Стеной.

-6

Результат: Властелин Колец vs Игра престолов (1 : 2)

Магия

В мире «Песни льда и огня» почти не осталось места магии. По словам Джорджа Мартина, волшебство было связано с драконами и сменой времён года, поэтому после смерти последнего дракона магия стала постепенно покидать мир, а сразу после рождения драконов Кхалиси влияние сверхъестественных событий на развитие сюжета стало возрастать. Но и без драконов в мире Вестероса время от времени проявлялось волшебство. Бран обрел способность видеть «зелёные сны» и вселяться в тела других людей и животных, в Кварте обитала старинная колдовская гильдия, далеко на Асшае живут таинственные, загадочные и опасные заклинатели теней, способные управлять призраками и рождать теней-убийц. Жрецы Владыки Света способны творить разнообразные чудеса, вроде прорицания будущего по языкам пламени, да возвращения людей с того света. Правда, последние чудеса вполне можно списать и на божественное вмешательство, а до темы «Религия» мы дойдем чуть позже.

В Средиземье дела с магией обстоят примерно схожим образом. Магия постепенно уходит из мира, и к концу Четвёртой эпохи Средиземье и вовсе останется вотчиной наименее чувствительных к магии людей. Уже во вторую эпоху Саурон не смог бы создать новых драконов, а в Третью никому бы не удалось отковать кольца власти. Но даже так некоторые проявления магии появлялись даже в эпоху Войны за Кольцо. Особенно хорошо удавались фокусы с погодой: Саурон мог нагнать туч так, чтобы ни единый лучик света не добрался до земли, Саруман по всей видимости обрушил на Хранителей снежный буран, а Гэндальф смог напротив разогнать тучи так, чтобы солнечные лучи озарили осаждённый Минас-Тирит.

Наиболее сильными магами Средиземья были истари, пятеро волшебников, прибывших в Эндор по приказу валар в разгар Третьей эпохи. Истари основали Орден магов, однако судьба вошедших в его состав волшебников сложилась по-разному. О двух его членах давно уже ничего не слышно, Радагаст жил в уединенном краю и предпочитал общество животных, Саруман практически безвылазно торчал в своей башне, а постоянно странствующего Гэндальфа в отдельных местностях и вовсе почитали за жулика и шарлатана.

Магия других обитателей Средиземья – эльфов, людей и гномов – несравнима с могуществом валар, однако некоторые следы могущественного древнего волшебства сохранились и до начала Четвёртой эпохи – чародейские артефакты, волшебные создания и зачарованные места. В книгах наиболее подобно представлено эльфийское волшебство, которым эльфы пользуются для противостояния приспешникам Саурона. Глорфиндель гонит назгулов на стремнину, Галадриэль обрушивает стены тёмной крепости Дол Гулдур. Кроме того, некоторые эльфы способны предсказывать будущее, а владыки эльфов могут переговариваться телепатически.

-7

Результат: Властелин колец vs Игра престолов (2 : 2)

Религия

Согласно «Сильмариллиону», мир «Властелина колец» сотворен богом-творцом Эру (Единым) Илуватаром. Тот создал группу ангелоподобных существ, известных как айнуры, и дал им контроль над землей. Люди и эльфы – дети Илуватара, а гномы были созданы Аулэ. Но при этом в Средиземье целиком отсутствуют какие-либо признаки существования официальных религий – нет ни храмов, ни святилищ, ни жрецов. Лишь нуменорцы в древности воздвигли святилище Эру, да эльфы чтят Варду и других валар. У людей никаких склонностей к религиозности не замечено, разве что Арагорн при коронации получает титул «короля-жреца» Гондора. Все это немного странно и даже неправдоподобно, но уж как есть.

В мире «Песни льда и пламени» религии напротив уделено огромное внимание. На севере Вестероса и за Стеной поклоняются старым богам, безымянным и безликим духам природы, вера в которых сохранилась с древнейших времен. Эту веру исповедовали ещё Дети Леса, а пришедшие на Вестерос Первые люди её переняли. У культа Старых богов нет ни храмов, ни священнослужителей, ни священных текстов, ни ритуалов, это скорее набор народных суеверий, чем полноценная религия. Старым богам поклоняются в богорощах, где растут священные чардрева.

С прибытием на Вестерос андалов по всему материку распространилось вера в Семерых – Отца, Матерь, Деву, Старицу, Кузнеца, Воина и Неведомого. Семеро – это семь ликов одного единого божества, которым поклоняются по отдельности. Для приверженцев веры в Семерых число 7 является священным, а служители веры пользуются в качестве символов семиконечной звездой и семигранным кристаллом.

В отличие от веры в Старых богов, вера в Семерых очень структурирована. В Вестеросе существует большая сеть церквей-септ, в которых проповедуют клирики-септоны. Возглавляет церковь Верховный септон, заседающий в Королевской Гавани.

Церковь Семерых поддерживает корону и нейтрально относится к представителям иных религий. А вот последователи веры в Рглора, Владыки света, считают всех приверженцев других религий еретиками и любят сжигать на кострах. Верующие в Рглора верят, что их божество ведёт извечную борьбу с Великим Иным, богом тьмы и холода, и что победа в этом противостоянии будет достигнута с возвращением мессии – Азора Ахая.

На Железных островах поклоняются Утонувшему Богу, божеству подводного мира, моря и мореплавателей, покровителя войн и морского разбоя. По образцу последователей Рглора, жители Железных островов верят, что их Бог вечно враждует со Штормовым Богом, враждебным людям божеством ветра и молний.

А самые приятные боги живут на Летних островах – упоминалось, что там существует как минимум двадцать божеств, покровительствующих сексу.

Результат: Властелин колец vs Игра престолов (2 : 3)

Масштабы и размах

Действие «Песни льда и пламени» разворачивается на нескольких континентах, а число персонажей, глазами которых читатель видит происходящие события, исчисляется несколькими десятками. «Властелин колец» – более сфокусированная история, посвященная конкретному квесту по уничтожению Кольца Всевластия. Его уничтожение – это самый надежный способ раз и навсегда одолеть врага, и любые другие детали здесь вторичны. Сюжет касается других связанных событий наподобие осады Хельмовой пади или обороны Минас-Тирита, да и гномы, по слухам, что-то такое творят на севере. Но в конечном итоге истории совершенно не важно, что вообще происходит в остальном мире, какая судьба ждёт третьестепенных вспомогательных персонажей, кто с кем спит и кто кому наставляет рога. Судьба всего мира решается на склоне Роковой горы, и будущее зависит от того, сможет Фродо сбросить кольцо в жерло вулкана или нет.

Тут нужно обратить ваше внимание на небольшое отличие двух историй.

В обеих вселенных творится нечто масштабное и грозящее концом существующему порядку вещей. Однако если во «Властелине колец» все персонажи понимают это и единым фронтом поднимаются для борьбы со злом (за исключением Денетора, но тот самоустраняется из повествования весьма эффектным способом), то в Вестеросе картинка сложнее. Тут одновременно разворачивается сражение Владыки Света с Великим Иным, и нашествие Белых Ходоков, и угроза существованию Стены. Причем все это – лишь фон для впечатляющей борьбы за Железный трон. В которой некоторые персонажи (королева Серсея) скорее погубят всё королевство и пустят в Вестерос Белых Ходоков чем отдадут власть соперникам.

Это с одной стороны очень впечатляет. Но если заглянуть в «Сильмариллион» и почитать о разборках в былые эпохи, о боге Эру и его эманациях, о войне с Морготом, о бесконечных войнах эльфов с орками, людей с орками и эльфами, армиях демонов-балрогов и драконах-генералах, то ключевой конфликт Серсеи и Дейенерис покажется детским садом.

Результат: Властелин колец vs Игра престолов (3 : 3)

Овертайм

Джон Толкин лично принял участие в одном из самых кровопролитных конфликтов в истории человечества и стал свидетелем ещё одного. Почти все его одноклассники и друзья остались лежать на полях Фландрии, да и сам Толкин едва не погиб от «окопной лихорадки». Он видел ужасы войны, жил в страшной нужде и годами не мог жениться на своей возлюбленной из-за запрета семьи. Молодые годы Джорджа Мартина тоже были несладкими, но пережитые им тяготы не идут ни в какое сравнение с личным опытом Толкина. Юность Мартина пришлась на годы войны во Вьетнаме, но Джордж по принципиальным соображением отказался от службы в армии, проходил альтернативную гражданскую службу, а за войной наблюдал по телевизору. Жизненный опыт Толкина гораздо богаче, как глубже и его образование, а также заложенные в его magnum opus идеи.

Смысл «Властелина колец» сводится к тому, что величайшее творение мироздания оказалось омрачено тенью жесточайшего зла, а Саурон, которому исходно суждено было стать величайшим майяром, переметнулся на сторону врага и стал его верной «шестёркой». Борьба с врагом принесла много горя и разрушений в Средиземье, победа над Сауроном омрачена множеством смертей и горестей, да и победителям она не принесла покоя. Все эльфы Ривендейла и Лориена покинули Средиземье, Гэндальф покинул Средиземье, хранителям кольца Бильбо, Фродо и даже Сэму тоже на нашлось места в новом мире. Даже любовь Арагорна и Арвен омрачена трагедией неизбежной старости и смерти одного из них – при том, что других королей, подобных Арагорну, у Гондора уже никогда не будет.

В чем скрытый смысл «Песни льда и пламени»? Пока что он теряется за яркими персонажами и множеством событий. Возможно, после выхода «Мечты о весне» ситуация прояснится, но пока философская начинка «Властелина колец» однозначно выглядит интереснее.

Ну а если вам нужны страдания, смерти, самоубийства, инцест, отвергнутая любовь и прочее старое доброе ультранасилие, то прочтите «Детей Хурина». Толкин разрабатывал эти темы задолго до того, как Мартин вывел их в фэнтезийный мейнстрим. Не забывайте, первые орки были созданы Морготом путём пыток из… пленённых эльфов.

Результат: Властелин колец vs Игра престолов (4 : 3)

-9

И что в итоге?

В тяжелой борьбе «Властелин колец» последним усилием вырывает победу у «Песни льда и пламени». А что об этом думаете вы сами? Какая сага доминирует в вашем персональном рейтинге?

Читайте также:

Две новости от Джорджа Мартина

Как выжить в мирах Толкина и Мартина

Выходит «Книга утраченных сказаний» Толкина

Семь причин приобрести «Историю Средиземья»

Топ вымышленных литературных миров