Тор мне всегда казался персонажем довольно скучным — у Бога не может быть каких-то действительно страшных проблем, если они не космического масштаба. Грубо говоря, такая же проблема, как и у Супермена — они просто слишком велики для нашей реальности, и за счет невероятного масштаба, о них попросту неинтересно читать большую часть времени. Тем приятнее ошибаться и находить что-то такое, что действительно вызывает интерес — проблемы, конечно, все еще глобальны, но удивительным образом герой на их фоне кажется очень человечным.
Ран Аарона включает в себя три крупных арки и несколько отдельных сюжетов. И наибольший интерес здесь, как мне показалось, представляют первая арка и именно те самые отдельные сюжеты. Первый сюжет вращается вокруг Тора в трех временах: прошлом, настоящем и будущем, и всем троим придется противостоять зловещему Убийце Богов, который методично уничтожает все божественное во всей Вселенной. Масштаб, конечно же, зашкаливает: тут и путешествия во времени, и бомбы размером с планеты, и вневременные битвы, и чего только нет. Но удивительным образом на фоне всего этого Тор испытывает реально человеческие проблемы: ему страшно, больно, он любит и ненавидит. У Аарона удалось написать историю так, что вселенский масштаб, в отличие от комиксов того же Хикмана, не кажется чем-то неподъемным, а как раз наоборот. И в этом огромная заслуга автора: не так-то просто сделать историю так, чтобы бог оставался богом и в то же время чувствовался человеком.
Совсем уж здорово, как я уже писал выше, это все раскрывается в отдельных коротких историях и ровно в финале третьей арки (вторая кажется слабее остальных и говорить о ней особо не тянет): именно здесь Тор раскрывается и как любитель Мидгарда (читай — Земли), и как бог, который слышит молитвы, и просто как хороший парень. Удивительно трогательна сцена, где Тор на останках разрушенного города ставит кусок Нового Асгарда и приглашает жителей поселиться именно там — и в итоге выясняется, что этот самый кусок есть ни что иное, как дворец самого Тора. В итоге бог грома, который всегда кажется невероятным воином и могучим мстителем, раскрывается совсем с другой стороны — это действительно любящий бог, способный ради людей на многое.
Сюжеты же в комиксе строятся в основном на мифологии: первая арка, как уже говорилось выше, вращается вокруг Убийцы Богов и, собственно, богов разных миров. Вторая, наименее слабая из всех, рассказывает о короле темных эльфов, и, несмотря на кажущуюся фэнтезийность, основана на германо-скандинавской мифологии. Наконец, третья арка вращается вокруг проблем одновременно космического масштаба и более приземленных — в будущем Тор сражается с Галактусом, поедающим целые миры, а в настоящем — с Дарио Аггером и его корпорацией Роксон, которая довольно планомерно вредит Земле. Отдельные же истории раскрывают личность Тора с разных сторон, но в первую очередь — именно как любящего бога.
И именно здесь легко перекинуть мостик к “Чудо-женщине” Брайана Азарелло, ведь сюжет комикса точно также строится вокруг мифологии и любви. Как известно, “Чудо-женщина” чаще всего строится именно вокруг темы любви ко всему живому без исключения, чтобы хоть как-то снять с себя ярлык “супермен в юбке”, и Азарелло это удается на все сто: его Диана совершенно не похожа на старейшего (и по-своему абсолютного) супергероя. Ран Азарелло происходит во вселенной New-52, где так или иначе были перезапущены почти все линейки комиксов DC. Вернуть Диану в русло греческой мифологии кажется довольно интересным и логичным шагом, а поместить это все в антураж современности смело и одновременно интересно. В итоге получается, пожалуй, самый запоминающийся комикс эпохи New-52.
Боги живут среди нас, однако, на Олимпе все довольно неспокойно: пропал Зевс, и его многочисленные дети начинают сражение за трон отца. К тому же, незадолго до своего исчезновения отец богов успел наплодить еще одного внебрачного сына, и теперь Гера, жена Зевса, всеми силами мечтает уничтожить ребенка. Где-то здесь и появляется принцесса Диана, амазонка, которая не может спокойно смотреть на то, как кто-то убивает невинных.
Постепенно сюжет будет становиться все сложнее: не единожды он повернет в довольно неожиданном направлении, детей Зевса в сюжете будет все больше и больше, раскроются некоторые тайны Фемискиры, а Диана в очередной раз узнает тайну своего происхождения. Сюжет по-хорошему круто завернут, и следить за перипетиями героев, за тем, как бывшие враги становятся друзьями и наоборот, по-настоящему интересно. И, как и в Торе, отдельное место в истории, полной битв и крови, занимает любовь и сострадание, которые Диана испытывает даже к заклятым врагам. Тем ироничнее кажется, что в результате сюжетных коллизий она становится, спойлер, богиней войны, которой этот статус совершенно ни к чему. Однако же, к финалу своей истории так или иначе ей придется сражаться не на жизнь, а насмерть за то, что ей по-настоящему дорого.
Примечательно, что, как и у Аарона, у Азарелло в сюжете также фигурирует космос: кроме, собственно, богов и полубогов, одним из важных действующих лиц является Орион, который, по своей сути, также является одним из Новых Богов, созданных Джеком Кирби в его мегаломанский период. Сын Дарксейда, принявший сторону добра, но вынужденный бороться со своим темным началом, он не раз придет на помощь амазоне и ее команде, являясь своеобразным звеном между мифическим прошлым Дианы и мифическим же будущим вселенной DC.
О “Чудо-женщине” Азарелло куда труднее говорить без спойлеров: сюжет закручен почти что детективно, и практически каждый задействованный герой имеет двойное, а то и тройное дно. Кроме, пожалуй, Дианы, которая является стержнем всего повествования — как фактически, так и в каком-то моральном смысле. В этом смысле комикс у Тора выигрывает: персонажи Азарелло как-то больше запоминаются. Но у Аарона козырем в рукаве является то, каким у него вышел Тор, причем вышел трижды. Выбирать между ними я бы не рискнул, и к ознакомлению посоветовал все же оба — не так уж часто нас балуют качественными историями одновременно мифическими, супергеройскими и попросту наполненными добром и любовью.
Канал о различном культурном стаффе моими глазами: https://t.me/yalampochko