Идея написать статью на эту тему пришла мне, когда я ещё училась. Все началось с того, что я анализировала повесть Ф. М. Достоевского "Двойник". В поисках произведения в сети, я наткнулась на упоминание о фильме. Повестушка оказалась слабая, и, что самое главное, во многом подражающая Н. В. Гоголю. Читая произведение, невольно ловишь себя на мысли, что это не великий русский писатель, а эпигон. Это подогрело интерес к фильму. Удастся ли режиссеру сделать что-то достойное внимания?
Если кратко пересказать текст, то выйдет следующее. Голядкин Яков Петрович, титулярный советник, человек маленький, но амбициозный, желающий продвинуться по карьерной лестнице, жениться на завидной невесте, в один ужасный день обнаруживает, что у него появляется двойник, который постепенно начинает занимать его место, при этом добиваясь гораздо больших успехов.
В фильме основной конфликт сохраняется, но действие переносится в современность. Саймон Джеймс, главный герой, тоже встречает двойника, который вытесняет его из собственной жизни. Но есть существенные отличия героев этих произведений. Если Голядкин-младший вызывает только омерзение, то двойник в фильме обаятелен при всей своей отвратительности. Да и герою фильма сопереживаешь, в отличие от персонажа Достоевского.
Несомненным плюсом, помимо образа героя и двойника, можно считать кардинальное изменение сюжета. Оставив основной конфликт, Ричард Айоади (режиссер картины) сделал любовную линию ярче, изменил концовку, убрал сюжетные ходы, утяжеляющие повествование, добавил несколько символических сцен (например, самоубийство мужчины, которое видит герой в начале произведения).
Получилось нечто самостоятельное, несмотря на опору на текст, отсылки к другим фильмам. Есть очевидные сходства с "Бойцовским клубом" (например, только пройдя через попытку суицида, герой освобождается от двойника), "Талантливым мистером Рипли" (кража чужой жизни), есть общее и с "Коротким фильмом о любви" (как и главный герой Кисьлевского, Саймон застенчив и в телескоп наблюдает за возлюбленной).
В общем зрелище достойное внимания. Айоади положил Федора Михайловича на лопатки.
Если хотите, чтобы я написала топ-5 подобных фильмов, оказавшихся лучше книги, ставьте палец вверх. Обещаю не включать в топ и без того известные подобные или спорные случаи ("Форест Гамп", «Молчание ягнят» и т. д.). И вот трейлер вам под занавес!
P. S. У Ричарда Айоади есть отличный фильм "Субмарина". Рекомендую к просмотру!