Новый сервис от оператора фискальных данных «Яндекс.ОФД» позволяет зарегистрировать онлайнкассу в ФНС удалённо и почти в автоматическом режиме. Готовое решение «касса + договор с ОФД + быстрая регистрация в ФНС» пока существует только на базе устройств «МодульКасса» и «Дримкас-Ф».
О том, как оно работает, рассказывают руководитель «Яндекс.ОФД» ЛЕОНИД ШНЫР и руководитель проекта «МодульКасса» МАКСИМ МИТУСОВ.
Чем новый сервис может облегчить жизнь предпринимателей?
МАКСИМ МИТУСОВ : Предприниматели со стажем наверняка помнят обязательные визиты в налоговую инспекцию с кассовым аппаратом под мышкой — для регистрации, перерегистрации или снятия с учёта.
Затем, с октября 2016 года, появилась возможность совершать все эти действия дистанционно — через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС. Процедура не отличается простотой: нужно правильно оформить заявление, точно занести в него все данные (включая номер кассы и фискального накопителя), ничего не забыть и ни в чём не ошибиться. К тому же требуется квалифицированная электронная подпись, чтобы подписать заявление. Со всем этим нужно разобраться, потратить время. Поэтому многие владельцы касс до сих пор предпочитают очные визиты в налоговую или платят ЦТО за услугу регистрации 3,5–4,5 тыс. рублей. Сервис от «Яндекс.ОФД» интересен тем, что постановка кассы на учёт происходит почти автоматически и уже учтена в цене кассы. Вы просто покупаете устройство, включаете его, вводите необходимые данные — и максимум через 15 минут уже можете пробивать первые чеки в полном соответствии с требованиями 54‑ФЗ. Процедура не сложнее покупки и подключения смартфона.
ЛЕОНИД ШНЫР : До недавнего времени рынок ККТ был довольно странным: относительно несложная техника (кассы) продавалась только специализированными компаниями, а ремонтом и сервисом занимались лишь специализированные инженеры — работники центров технического обслуживания (сертифицированных и аккредитованных).
Мы ставили себе целью создать технологии, позволяющие покупать кассы так же удобно, как все привыкли покупать бытовую технику
Леонид Шныр, руководитель "Яндекс.ОФД"
Единственная причина такого положения дел заключалась в том, что таково было государственное регулирование этой сферы. Два года назад принятие поправок в 54‑ФЗ сняло все ограничения на работу с кассовой техникой. С 1 июля 2017 года пользователю кассы уже не обязательно заключать договор с ЦТО. Но рынок по инерции продолжил работать в прежнем режиме: «специальные» продавцы касс, «специальные» инженеры.
Мы как оператор фискальных данных с самого начала ставили себе целью создать технологии, позволяющие покупать кассовые аппараты с таким же удобством, как все привыкли покупать бытовую технику. Дать возможность ставить на учёт, снимать с учёта, перерегистрировать ККТ так же легко, как купить сим-карту или заменить её.
— Как всё происходит в случае с кассами — с технической точки зрения?
М . М . : Пользователь включает онлайн-кассу, заходит в личный кабинет на сайте компании- разработчика (например, «МодульКассы»), вводит свои данные, после чего онлайн-сервис сам связывается с кассой и «снимает» с неё всю необходимую информацию. Потом пользователь в понятном и дружелюбном интерфейсе несколько минут отвечает на ряд вопросов, после чего автоматически формируется заявление в ФНС на регистрацию кассы.
Вы просто покупаете кассу, включаете, вводите необходимые данные - и максимум через 15 минут можете пробивать чеки по 54-ФЗ
Максим Митусов, руководитель проекта "МодульКасса"
Оно тут же отправляется в «Яндекс.ОФД», который по протоколу обмена данных с ФНС переправляет его в налоговую службу. Далее ФНС всё проверяет (этот процесс автоматизирован): входит ли касса в реестр и можно ли её поставить на учёт, не зарегистрирован ли ранее фискальный накопитель, а также данные компании или ИП. Если всё в порядке, ФНС выдаёт регистрационный номер контрольно-кассовой техники, и дальше по цепочке этот номер приходит в личный кабинет пользователя, а затем — на кассу. Все проходит «бесшовно», практически незаметно для человека.
- Насколько ФНС заинтересована в появлении таких сервисов?
Л . Ш . : Очень сильно. Для ФНС постановка на учёт онлайн-касс — заметная административная нагрузка, особенно в настоящее время, когда в сжатые сроки необходимо зарегистрировать множество ККТ нового образца.
Когда пойдёт волна новых клиентов, есть риск, что налоговая служба не справится с обслуживанием потока предпринимателей. Чтобы снизить нагрузку, ФНС предпочитает обзавестись «помощниками» — работать, например, через ЦТО или — что происходит в последнее время — через операторов фискальных данных.
- Как будет меняться рынок с появлением подобных сервисов?
М . М . : Постепенно традиционные игроки рынка — ЦТО — будут вытесняться как ненужные посредники. Примерно так, как это происходит на других рынках по мере цифровизации. Помните, ещё совсем недавно таксисты в аэропортах просили совершенно баснословные деньги за поездку в город? У пассажиров не было альтернативы, поэтому таксисты могли диктовать свои условия. С приходом «Яндекс.Такси», Gett и Uber рынок преобразился, хотя на первый взгляд всё осталось прежним — и люди, и машины.
Важно то, что принципиально изменилась модель бизнеса, которая стала намного более дружелюбной по отношению к пользователю.
Кассовый рынок в этом смысле становится всё больше похожим на рынок такси. Игроки со старой психологией, работающие по принципу «Кто громче крикнет, тот и получит клиента», постепенно будут уходить в прошлое.
Тем более что на рынок приходят новые клиенты, которые никогда не знали о существовании ЦТО и не привыкли к какой‑либо «кабале».
Поэтому всё будет развиваться в парадигме, которую задают новые игроки. А такие компании предлагают намного более понятные условия: не нужно ни за что платить просто так, только потому, что так принято. И прежде всего — за такую простую операцию, как постановка кассы на учёт.
Удалённая регистрация онлайн-кассы
Услугу по регистрации кассы в ФНС оказывают многие продавцы ККТ и центры технического обслуживания. Обычно она обходится в 3,5–4,5 тыс. рублей. Однако кассу можно зарегистрировать самостоятельно, более того — в удалённом режиме.